Корах — Уловка Кораха и ответ Моше

Дата: | Автор материала: Рав Йосеф Хаим из Багдада (Бен Иш Хай)

3667

Недельная глава Корах

«И сказал Моше: вот так вы узнаете, что меня послал Г-сподь… Если они умрут, как умирает всякий человек, и постигнет их удел всякого человека, значит, меня не посылал Г-сподь» (Бемидбар, 16:28-29).

Как в вопросе Кораха, так и в ответе Моше, сокрытое преобладает над открытым, и в Торе вся история не упоминается, иначе как намеками. Из стихов [Торы] и мидрашей видно, как разнятся претензии Кораха и претензии двухсот пятидесяти человек, принесших кторет (воскурение). Корах признавал, что Всевышний избрал колено левитов, чтобы служить в Храме, но считал, что он сам достоин быть первосвященником. Причина же, почему Моше выбрал именно Аарона – только в том, что Аарон его брат.

Но те двести пятьдесят вождей, напротив, большей частью происходили из колена Реувена, они утверждали, что любой человек, желающий приносить воскурения, может это сделать, и колено левитов не имеет предпочтения перед другими. Если так, возникает вопрос: как Корах мог присоединиться к этим людям, ведь, по их утверждению, сам Корах тоже не был более других достоин стать первосвященником? Любой желающий мог бы стать им!

В книге «Решит Хохма» приводится история, с помощью которой мы сможем найти ответ на наш вопрос. Завистник и жадина шли как-то раз вместе по дороге, и вдруг повстречали царя. Царь сказал им: «Один из вас может попросить у меня то, чего желает его сердце, но… второму я дам в два раза больше, чем ему». Завистник и жадина стали спорить между собой. Завистник говорит: «Как же я смогу смотреть, что ты получаешь в два раза больше меня?! Проси первым!» А жадина говорит: «Как могу я упустить двойную прибыль?! Первым просишь ты!» В конце концов, жадина победил завистника, и они решили, что завистник просит первым. Он попросил, чтобы… ему выкололи один глаз, чтобы только жадине выкололи оба! Как же ужасно качество зависти! Ведь завистник мог попросить любое из земных удовольствий, но предпочел лишиться глаза, лишь бы другой лишился двух…

Так же было и с Корахом. Спор, который он затеял, был порождением его зависти к Моше, ведь весь народ слушал его. В глубине души Корах знал, что Моше ничего не выдумывает, а все, что он говорит – от Всевышнего. Он хорошо знал, что спорящий с Моше – как будто спорит со Шехиной. Но его зависть была так огромна, что он был готов заплатить высокую цену, если только это приведет к ослаблению авторитета Моше в глазах народа. Одно его мучило: он боялся, что в результате своих дурных поступков будет наказан внезапной и странной смертью, – ведь это без сомнения подтвердило бы, что правда на стороне Моше. Тогда именно его спор привел бы к укреплению позиции Моше. Чтобы избежать этого, он задумал присоединить к своему бунту тех, кто отдалился еще дальше от истины, тех, кто считал, что любой может возжигать воскурение (кторет). Теперь Корах считал, что Моше уж никак не выиграет от любого развития ситуации.

Корах думал так: если он умрет, а «возжигающие воскурение» не умрут, получится, что каждый может воскурять кторет, и Моше проиграет. Если же, наоборот, двести пятьдесят человек погибнут, а Корах останется в живых, будет доказано, что он был прав, и положение Моше пошатнется. И если даже все восставшие погибнут, не будет доказательства, что Корах был не прав, ведь причиной его смерти станет то, что он привел «чуждых» (т.е. тех, кто не может совершать подобное действие) воскурять кторет перед Всевышним. При этом, если бы только он один воскурял, Всевышний бы принял его кторет. Таким образом, он устраняет возможность упрочить положение Моше.

Однако Моше прекрасно понимал уловки Кораха, поэтому он и сказал: «Если они умрут, как умирает всякий человек», то есть если «они» (Корах, Датан и Авирам) умрут, как «всякий человек» (дести пятьдесят человек) тогда «меня не посылал Г-сподь», то есть не будет доказательства, что Всевышний велел Моше назначить первосвященников Аарона, поскольку будет основание полагать, что Корах был прав, а умер потому, что привел «чуждых» воскурить кторет. «Но если Всевышний создаст нечто новое, и земля разверзнет свою пасть, и поглотит их со всем, что принадлежит им» (Бемидбар, 16:30), то есть если Корах, Датан и Авирам умрут иначе, чем остальные воскуряющие кторет, тогда узнаете, что «эти люди презрели Г-спода». Причиной их смерти не были те двести пятьдесят человек, ведь они умерли иначе, следовательно, они прогневили Всевышнего, сомневаясь в Моше. И вышло, что в результате спора Кораха положение Моше лишь упрочилось, а все утверждения Кораха пусты, поскольку «Моше – истина, и Тора его – истина».

Перевод – З. Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=26508