С Именем Г-спода, а не с мечом — Афтара главы Корах

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3435
с мечом

В афтаре недельной главы Корах читается отрывок из книги пророка Шмуэля (1, 11:14-12:22).

В трактате Санедрин (21б) наши мудрецы рассматривают вопрос о том, как евреи того поколения просили царя. В книге рава Йонатана Эйбешица «Аават Йонатан» приводятся слова «Зоара», что народ Израиля всегда вел свои войны с Именем Всевышнего, как сказал Давид (Шмуэль 1, 17:45)1: «Ты выходишь на меня с мечом, с копьем и с дротиком, а я выхожу на тебя с Именем Г-спода воинств, Б-га строя израильского». Но у народов мира все иначе – они ведут свои войны, полагаясь лишь на силу своего меча. Правда, для того, чтобы Всевышний помогал побеждать в войнах, нужно иметь соответствующий духовный уровень, близкий к абсолютной цельности. Если этот уровень не достигнут, то полагаться на Всевышнего, не имея заслуг, означает полагаться на чудо.

Когда в пределы Земли Израиля вторглись войска аммонитян, требовалось что-то предпринять. Можно было пойти по старому пути: раскаяться в грехах, исправить свои дела и поступки, и не только в отношениях со Всевышним, но и в отношениях с ближними. Сделать это не так просто, и поэтому евреи решили пойти по-иному, более легкому пути. Можно потребовать у Всевышнего установить над ними царя, чтобы он решал возникающие проблемы. Тогда не нужно будет тратить колоссальные силы на сложный процесс очищения и исправления. Поскольку без этого невозможно полагаться на помощь Всевышнего, евреи идут другим путем. «И сказали ему: … поставь над нами теперь царя, чтобы правил нами, как [это принято] у всех народов» (Шмуэль 1, 8:5). Замечает рав Йонатан Эйбешиц, что требование «быть как все народы» означало и желание воевать, не уповая на Имя Всевышнего, а полагаясь на силу меча.

Правление Давида  с Именем Всевышнего

Когда Давид выходит на поединок против Голиафа, он произносит такие слова: «Ты выходишь на меня с мечом, с копьем, и с дротиком, а я выхожу на тебя с Именем Г-спода воинств, Б-га строя израильского, который ты поносил» (Шмуэль 1, 17:45). После этого Давид добавляет важные слова: «И узнает все это собрание [т. е. войско Израиля и войско Голиафа], что не мечом и копьем спасает Г-сподь, ибо [успех] войны – от Г-спода, и Он предаст вас в руки наши» (там же, ст. 47).

После того как Голиаф был повержен, Давид овладевает его мечем. Однако он не использует его как личное оружие, а относит в Мишкан в Нове, чтобы этот меч был напоминанием о великом чуде – о победе веры во Всевышнего над оружием.

Еще одно важное отличие между Шаулем и Давидом находят наши мудрецы в их победах над аммонитянами. Амон, в отличие от других народов, являлся носителем веры в нахаша (змея), представителя ситра ахра (корня зла) в этом мире. И Шауль, и Давид одерживали победы над нападавшими на Израиль аммонитянами. Но только о царе Давиде сказано, что он, победив аммонитян, завладел их короной, в которой и восседал на престоле. Говорят комментаторы, что обладание этой короной указывало на очень важную духовную победу. Этот факт являлся показателем того, что Давиду удалось ослабить и, в какой-то мере, подчинить себе нечистоту. С Именем Всевышнего, он смог ослабить власть ситра ахра в этом мире, использовать некоторые ее аспекты ради добра.

Правление Шауля  с мечом и копьем

Иначе обстояли дела у царя Шауля. Его воцарение на царском престоле происходило не гладко. Вначале некоторые нагло не признали его: «Негодяи же сказали: как этот спасет нас? И презрели его, и не принесли ему дара; но он как бы не заметил [этого]» (Шмуэль 1, 10:27). Настоящее же признание пришло только после того, как царь Шауль выходит на войну и разбивает аммонитян, осадивших город Явеш Гилад. После были войны с филистимлянами, в ходе которых Шауль оступился первый раз. Увидев, что перед лицом опасности многие воины разбегаются, Шауль поспешно решает принести жертву и поднять этим воинский дух. За это пророк Шмуэль увещевает царя Шауля (см. Шмуэль 1, гл. 13). После этого народ Израиля находится под властью филистимлян, которые издают запрет на ношение оружия. И оказалось, что лишь у царя и его сына оказался меч, как сказано: «И было, в день войны не нашлось ни меча, ни копья в руках у всех людей, бывших при Шауле и Йонатане, а нашлись они [только] у Шауля и Йонатана, сына его» (Шмуэль 1, 13:22). Раши поясняет, что мечи у них оказались благодаря чуду.

Из всего этого видно, что в образе правления и способе действий царя Шауля всегда присутствовало оружие. Это соответствовало требованиям людей, которые просили царя не для того, чтобы выполнить заповедь Торы, а для того, чтобы быть как все народы. Хотите быть как все народы – получите царя, который будет править мечом и копьем, как принято у всех народов!

Говорится в мидраше «Ваикра Раба» (26:7), что Всевышний показал Моше, как в будущем царь Шауль и его сыновья, погибают от меча филистимлян. Сказал Моше: «Владыка всего мира! Разве это правильно, чтобы первый царь народа Израиля пал от меча?» Ответил ему Всевышний: «И это ты мне говоришь? Скажи это коэнам из города Нов, которых царь Шауль убил мечом, и которые выступают с обвинением!» Из слов мидраша следует, что царь Шауль был убит именно мечом за то, что были убиты мечом коэны города Нов с их семьями.


http://www.beerot.ru/?p=26621