Масей — Низменной душе нет места в будущем мире — Не позорь ближнего публично!

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2394

Недельная глава Масей

«Назначьте себе города, <что> городами убежища будут для вас; и убежит туда убийца (רֹצֵחַ), убивший человека неумышленно» (Бемидбар, 35:11).

מת, חלל, הרג, רצח

מת (мет) – умерший. Слово мет используется в случае, когда идет речь о человеке, который умер собственной смертью. Например (Берешит, 23:6): «Послушай нас, господин мой, князь Б-жий ты среди нас; в лучшей из гробниц наших похорони умершую твою (קְבֹר אֶת מֵתֶךָ)…».

חללалаль) – убитый. Слово халаль применяется для обозначения того, кто погиб от руки другого человека. В современном иврите слово применяется для обозначения павших в бою или войнах. В трактате Сота (45б) говорится, что ханук (умерший вследствие удушения) не может быть назван халаль, и что только к убитому мечом применимо слово халаль. И в этом же ключе поясняется в «Мидраш Теймани» (глава Матот) стих: «И вместе с другими их убитыми (חַלְלֵיהֶם) убили (הָרְגוּ) они царей мидьянских: Эви и Рекема, и Цура, и Хура, и Реву – пять царей мидьянских, а также Билама, сына Беора, убили мечом» (Бемидбар, 31:8). Если убитые названы в стихехалалим, то очевидно, что они пали от меча. А если так, зачем нужно было подчеркивать, что Билама убили мечом? Поясняет мидраш, что главное оружие народа Израиля – это голос его молитвы. Но пришел тот негодяй и воспользоваться оружием евреев, пытаясь проклясть Израиль. Поэтому намекает нам стих, что евреи воспользовались не своим оружием, убив Билама мечом.

В комментарии к трактату Хулин (121а) пишет Раши, что слово халаль применимо и к убитым животным, но Рабейну Там не соглашается с ним. Кроме того, добавляют мудрецы, что в текстах ТаНаХа нигде не встречается убитое животное, обозначающееся словом халаль.

הרג (эрег) – убийство. Слово может использоваться, когда речь идет об убийстве как человека, так и животных. Например (Йшаяу, 22:13): «А вот – веселье и радость! Забивают скот (הָרֹג בָּקָר) и режут овец, едят мясо и пьют вино: “есть (будем) и пить, ибо завтра умрем!”» Другой пример (Шмот, 13:15): «И было, когда Паро ставил преграды, не отпуская нас, умертвил (וַיַּהֲרֹג) Г-сподь всякого первенца, … от первенца человеческого до первенца скота…».

רצח (рецах) – убийство. Это слово связано только с убийством человека. И если הרג (эрег), применяется для обозначения, как убийства, так и казни по приговору суда, то наличие слова רצח (рецах) свидетельствует только о насильственной смерти, в результате преступных или неосторожных действий. В стихах из нашей главы, где приводятся законы о преднамеренном и непреднамеренном убийствах, употребляется именно слово רצח (рецах).

Позорящий ближнего публично – утонченный убийца

Говорится в трактате Бава Меция (58б): «Спросил Абае у рава Дими: “Чего особенно остерегаются в Земле Израиля?” Ответил ему: “Там евреи очень остерегаются, чтобы не опозорить другого человека”». Дальше говорится в Гемаре, что все грешники спускаются в ад, но после исправления поднимаются оттуда. И только три категории грешников навсегда остаются в аду: тот, кто развратничал с чужой женой; тот, кто прилюдно позорит другого; тот, кто дает другому прозвища, позорящие его.

Сказано в недельной главе Масэй (Бемидбар, 35:33-34): «И не оскверняйте земли, на которой вы, ибо кровь оскверняет землю, и земле не искупиться от крови, пролитой на ней, разве только кровью пролившего ее. И не оскверняйте земли, на которой вы живете, в которой Я пребываю; ибо Я – Г-сподь, обитаю среди сынов Израиля». Из этих стихов видно, что у греха кровопролития на Святой Земле, есть особая строгость, намного большая, чем вне ее границ. Ведь кроме ужаса самого преступления, это еще и оскверняет Землю Израиля, а оскверненная земля становится причиной того, чтоШехина Всевышнего уходит из нее и из среды народа Израили.

Рабейну Йона в «Шаарей тшува» приводит высказывание мудрецов: лучше бы человеку броситься в горящую печь, но не опозорить другого прилюдно.

Причем сказанное стоит понимать буквально. Но ведь известно, что еврей должен умереть, но не нарушить только три заповеди: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. Получается, что Рабейну Йона добавляет еще один случай, когда от нас требуется самопожертвование. Но, поясняет он, прилюдный позор ближнего – это не еще одно нарушение, а лишь подвид убийства, замаскированное кровопролитие.

Поясняют от имени рава Йосефа Шалома Эльяшива, да будет благословенна память о праведнике, что в главе Масэй говорится об особой строгости запрета кровопролития в Святой Земле. Из этого понятно, почему в Земле Израиля очень остерегались прилюдно позорить ближнего. Ведь если позор равен убийству, то это также становится причиной осквернения Земли Израиля и изгнания Шехины.

Мишна в Пиркей Авот (3:11) говорит, что у позорящего ближнего публично так, что лицо его белеет, нет удела в Будущем мире.

Это определение также вызывает удивление. Ведь даже об убийцах, идолопоклонниках и оскверняющих Субботу не говорится такого, хотя тяжесть их преступлений очевидно выше! На этот вопрос отвечает Рамбам в комментарии к Мишне (в конце трактата Санедрин). Пишет Рамбам, что перечисленные поступки (и среди них – позорящий ближнего публично), пусть и не имеют столь строгого наказания, но дают нам понять, что совершающий их обладает низменной и грубой душой. А такая душа не может находиться в Будущем мире.

Каким бы строгим наказанием ни карался убийца или идолопоклонник, придет время, и он спустится в Геином, чтобы пробыть там столько, сколько понадобится для очищения. Но после исправления душа его будет перемещена в рай. Однако люди, обладающие низменной и грубой душой, даже после исправления, не могут войти в Ган Эден, потому что он просто их отторгает.


http://www.beerot.ru/?p=16722