Святость Земли Израиля — Афтара главы Масей

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2889

В афтаре недельной главы Масей читается отрывок из книги пророка Ирмияу (2:4-28).

«И привел Я вас в землю плодородную, чтобы ели [вы] плоды ее и блага ее; а вы пришли и осквернили землю Мою, и сделали удел Мой скверною» (Иримяу, 2:7).

В этом стихе пророк Ирмияу говорит о Святой Земле, что дает тем, кто на ней живет, плоды и блага. Принятый текст благословения «Ме-эйн Шалош» (сжато передающий содержание трех первых «Благословений после еды») содержит подобные слова: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш Владыка вселенной, за… урожай полей, и за землю прекрасную, добрую и обширную, которую Тебе угодно было дать отцам нашим в наследие, чтобы они питались плодами ее, насыщались ее благами… И будем есть плоды ее и насыщаться благом».

В кодексе «Тур» («Орах Хаим», §208) разошлись мнения мудрецов по поводу этих слов. По мнению автора «Сефер Мицвот а-Гадоль» не нужно вставлять эти слова (выделенные выше) в текст благословения. Ведь святость Земли Израиля не заключается только в том, что она изобилует различными материальными благами. Прежде всего, мы должны желать жить в Земле Израиля из-за того, что многие заповеди можно исполнить, только проживая или находясь здесь. Разве правильно любить и желать жить в Святой Земле лишь за то, что она порождает хорошие плоды?

Вопрос уместен, однако это – принятый текст благословения «Меэйн Шалош», и автор «Бейт Йосеф» поясняет, что главное – это не поедание плодов Земли Израиля, а благословение после их употребления. Ведь в тексте мы произносим: «… и будем мы питаться плодами [земли нашей] и насыщаться ее благом, и будем мы благословлять Тебя за нее, пребывая в святости и чистоте». То есть, плоды Земли Израиля являются лишь материальным объектом, посредством которого мы можем благословить Творца.

В спор вмешивается и Бах (автор книги «Байт Хадаш»), приводя свои доводы правильности произнесения вышеуказанных слов. Правда, его пояснение отличается от пояснений других комментаторов. Говорит Бах, что Святой Земле нашего мира соответствует Небесная Святая Земля. Святость нашей земли обусловлена снисхождением на нее духовного благословения и материального изобилия из Высших миров, и прежде всего – с Небесной Святой Земли. Святость спускается сверху вниз, иШехина наполняет собой землю. А когда Шехина пребывает в земле, то она взращивает плоды, наполненные этой святостью. Об этом говорится в стихе: «И не оскверняй земли, на которой вы живете, в которой Я обитаю; ибо Я, Г-сподь, обитаю среди сынов Израиля» (Бемидбар, 35:34). Из стиха следует, что если евреи будет осквернять грехами Святую Землю, то эта нечистота изгонит из нее Шехину Всевышнего. Тогда земля будет взращивать плоды, наполненные скверной, а евреи, поедая их, собственноручно будут изгонять из своей среды Шехину. А ведь до этого каждый еврей представлял собой маленький Храм, в котором пребывала Шехина Всевышнего. Поэтому эти слова – правильное установление мудрецов, которые внесли слова о плодах в текст благословения. Ведь это – один из способов духовного роста и улучшения.

Говорится в мидраше «Берешит Раба» (19:18): «Сказал раби Абау от имени раби Ханины: о чем говорит пророк Ошеа в стихе: “А они, как Адам, преступили завет и там изменили Мне”? Всевышний ввел первого человека в Райский сад и приказал ему беречь и обрабатывать ту землю. А когда Адам согрешил, Творец осудил его на изгнание и на ссылку. Изгнание – это изгнание тела самого человека, а ссылка – это изгнание души. И как Всевышний ввел Адама в Райский сад, так и народ Свой Он ввел в Землю Израиля. И подобно тому, как Адам был изгнан за то, что осквернил Ган Эден, так и народ Израиля был изгнан, за то, что осквернил Святую Землю».

Наша миссия – исправить причины изгнания в каждом из нас, чтобы удостоиться возвращения на Святую Землю, восстановления Храма и водворения Шехины на ее истинное место.


http://www.beerot.ru/?p=27396