Матот — законы обетов и клятв

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2960

Ежедневная цитата
«За грехи уст человек должен спуститься в аду весьма глубоко, и невозможно представить себе величину страданий и бедствий, которые человек терпит за одно свое слово»
Послание Виленского Гаона домочадцам

Недельная глава Матот

«И говорил Моше главам колен сынов Израиля так: вот слово, которое заповедал Г-сподь: если кто-либо даст обет Г-споду или поклянется запретить (что-либо) себе, то да не осквернит своё слово; все, как вышло из уст его, исполнит» (Бемидбар, 30:1,2,5).

В недельной главе Матот приводятся законы обетов и клятв и их аннулирования (часть этих законов написана явно, а на часть наши мудрецы находят намек в словах Торы, см. Хагига, 10а и Раши там). По Торе у еврея есть две возможности посредством речи обязать себя что-либо делать или запретить себе что-либо: недер (обет) и швуа (клятва). Отличие между недер и швуа заключается в том, что недер относится к какому-то определенному предмету и сам предмет становится запрещенным (человек дает обет, что тот или иной предмет либо какое-нибудь удовольствие от него будут ему запрещены), в то время как швуа относится к определенному действию (человек клянется, что сделает какое-нибудь действие либо воздержится от него).
Кроме обычных обетов, описанных выше, есть и дополнительный вид обета. Этот вид мудрецы называют нидрей мицвот – обеты заповедей. В Шульхан Арух (Йоре Деа, 203:6) приводится следующий закон: если еврей сказал, что на следующее утро он будет учить Тору, это считается обетом, и необходимо его выполнить. Этот закон действителен также и по отношению к исполнению различных других заповедей – например, если человек говорит, что поможет кому-либо, это считается обетом. Поэтому каждый раз, когда человек намеревается сказать, что он выполнит ту или иную заповедь, либо сделает то или иное хорошее дело, следует предварительно произнести бли недер (без обета). Тем самым он сообщает, что не намеревается своим изречением дать обет.
В трактате Рош а-Шана (6а) сказано, что цдака также является одним из видов обета. Если еврей пообещал дать кому-то цдаку или сказал об определенных деньгах, что они предназначены для цдаки, это высказывание считается обетом. Поэтому, утверждает Талмуд, если еврей обещал дать цдаку либо сказал о какой-то монете или купюре: «она будет для цдаки», он обязан сразу же отдать ее на цдаку, чтобы не нарушить повеление Торы (Дварим, 23:22): «Когда дашь обет Г-споду, Б-гу твоему, не замедли исполнить его». Шульхан Арух (Йоре Деа, 257:4) пишет следующее: «Следует опасаться обетов, и по этой причине, когда человек обещает дать цдаку, следует сказать бли недер».
Если еврей делает какое-либо хорошее дело (анага това) три раза подряд (к примеру, постится три года один за другим в дни между Рош а-Шана и Йом Кипур), или делает его даже один раз, намереваясь продолжить поступать так и в дальнейшем, это также считается обетом, и действие этого обета возможно прекратить только посредством атарат недарим (см. Шульхан Арух, Йоре Деа, 214).

В недельной главе Тора предостерегает того, кто дал обет – хранить его и не осквернять то, что изрекли его уста. Зоар (Ваикра, 15а) объясняет, что нарушая обет, человек лишает свой рот святости. Из этих слов Зоара мы учим, что рот того, кто не оскверняет его, считается святым.

Виленский Гаон в послании домочадцем называет рот «Святая Святых». Он обращает внимание своих домочадцем, с какой осторожностью человек должен относиться к каждому слову, выходящему из уст. По его утверждению, человек должен не только остерегаться не говорить запрещённые речи, но также следует стараться избегать пустословия. Ведь чем дороже вещь, тем человек её больше оберегает и не пользуется ей впустую.


http://www.beerot.ru/?p=3637