Недельная глава Матот
Хатам Софер приводит объяснение того, почему законы обетов были изложены главам колен (а не всему народу Израиля или коэнам).
Он предполагает, что главы народа нуждались в дополнительной предосторожности, связанной с применением этих законов. Он приводит историю, произошедшую с судьей Ифтахом, который в спонтанном порыве дал обет принести в жертву Всевышнему первое, что встретится ему в родном доме, если он вернется с победой. К его ужасу, первой его вышла встречать родная дочь.
Мидраш в Берешит Раба спрашивает: почему Ифтах не пошел к Пинхасу, который бы разрешил ему обет?
Мидраш отвечает, что Пинхас ждал, пока Ифтах к нему придет (поскольку Пинхас был главой поколения, величайшим мудрецом Торы), а Ифтах ждал, пока Пинхас сам к нему придет (поскольку Ифтах был политическим лидером и главнокомандующим). И пока каждый из двух мужчин пытался защитить честь своего высокого положения, была потеряна жизнь девушки!
Мидраш говорит, что и Пинхас, и Ифтах понесли тяжелое наказание за нежелание поступиться почетом.
Ифтах расстался с жизнью в результате страшной болезни, когда конечности буквально отваливались от его тела (сказано, что «он был похоронен в городах [во множественном числе] Гилада»), а Пинхас потерял руах а-кодеш, дух святого постижения. Хатам Софер предполагает, что именно поэтому Тора специально указывает, что руководители народа должны быть особенно осторожны в законах обетов.
Что же можем выучить мы с вами?
Во-первых, не следует сравнивать наши личные качества характера с такими великими людьми, как Пинхас и Ифтах.
Несмотря на то, что мидраш прямо говорит, что они были наказаны за определенные действия, мы ни в коем случае не можем обсуждать и осуждать великих учителей и пророков, исходя из своего житейского опыта и миропонимания.
Во-вторых, давайте вспомним – на примерах из собственной жизни – как часто люди совершают невообразимые поступки лишь потому, что их почет ставится на карту. Стремление к почестям так велико, что статус перевешивает все, что подсказывает разум – и такие поступки могут навредить как самому человеку, так и его семье, близким. Благополучие – собственное и своих близких – приносится в жертву почету. Человек отправляет собственных детей на смерть, только бы не был задет его почет, и это, как мы видим из мидраша, далеко не преувеличение.
Однако все мы люди, и стремление к общественному признанию, к уважению окружающих – в природе человека.
Чем старше мы становимся, тем большую роль в системе ценностей играет почет. Каждому стоит найти для себя кого-то, чье мнение важно – раввина, главу общины, наставника в ешиве, просто хорошего друга, и попросить этого человека время от времени «открывать нам глаза» на те случаи, когда стремление к почету может ослепить. Только независимое мнение, только совет мудрого человека, который желает добра, может спасти от того, чтобы не скатиться в пропасть в погоне за почестями. Вовремя остановиться и не сделать что-то – или, наоборот, активно действовать – может спасти жизнь в самом прямом смысле!