Матот-Масей — В жертву почету

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

3020

Недельная глава Матот

Хатам Софер приводит объяснение того, почему законы обетов были изложены главам колен (а не всему народу Израиля или коэнам).

Он предполагает, что главы народа нуждались в дополнительной предосторожности, связанной с применением этих законов. Он приводит историю, произошедшую с судьей Ифтахом, который в спонтанном порыве дал обет принести в жертву Всевышнему первое, что встретится ему в родном доме, если он вернется с победой. К его ужасу, первой его вышла встречать родная дочь.

Мидраш в Берешит Раба спрашивает: почему Ифтах не пошел к Пинхасу, который бы разрешил ему обет?

Мидраш отвечает, что Пинхас ждал, пока Ифтах к нему придет (поскольку Пинхас был главой поколения, величайшим мудрецом Торы), а Ифтах ждал, пока Пинхас сам к нему придет (поскольку Ифтах был политическим лидером и главнокомандующим). И пока каждый из двух мужчин пытался защитить честь своего высокого положения, была потеряна жизнь девушки!

Мидраш говорит, что и Пинхас, и Ифтах понесли тяжелое наказание за нежелание поступиться почетом.

Ифтах расстался с жизнью в результате страшной болезни, когда конечности буквально отваливались от его тела (сказано, что «он был похоронен в городах [во множественном числе] Гилада»), а Пинхас потерял руах а-кодеш, дух святого постижения. Хатам Софер предполагает, что именно поэтому Тора специально указывает, что руководители народа должны быть особенно осторожны в законах обетов.

Что же можем выучить мы с вами?

Во-первых, не следует сравнивать наши личные качества характера с такими великими людьми, как Пинхас и Ифтах.

Несмотря на то, что мидраш прямо говорит, что они были наказаны за определенные действия, мы ни в коем случае не можем обсуждать и осуждать великих учителей и пророков, исходя из своего житейского опыта и миропонимания.

Во-вторых, давайте вспомним – на примерах из собственной жизни – как часто люди совершают невообразимые поступки лишь потому, что их почет ставится на карту. Стремление к почестям так велико, что статус перевешивает все, что подсказывает разум – и такие поступки могут навредить как самому человеку, так и его семье, близким. Благополучие – собственное и своих близких – приносится в жертву почету. Человек отправляет собственных детей на смерть, только бы не был задет его почет, и это, как мы видим из мидраша, далеко не преувеличение.

Однако все мы люди, и стремление к общественному признанию, к уважению окружающих – в природе человека.

Чем старше мы становимся, тем большую роль в системе ценностей играет почет. Каждому стоит найти для себя кого-то, чье мнение важно – раввина, главу общины, наставника в ешиве, просто хорошего друга, и попросить этого человека время от времени «открывать нам глаза» на те случаи, когда стремление к почету может ослепить. Только независимое мнение, только совет мудрого человека, который желает добра, может спасти от того, чтобы не скатиться в пропасть в погоне за почестями. Вовремя остановиться и не сделать что-то – или, наоборот, активно действовать – может спасти жизнь в самом прямом смысле!


http://www.beerot.ru/?p=16601