Матот — Как стать счастливым?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3234

Недельная глава Матот

В этой главе сказано (Бемидбар, 31:1,2,5): «И говорил Г-сподь Моше так: соверши возмездие над мидьянитянами за сынов Израиля; затем приобщишься к народу твоему (т. е. умрешь) … И были переданы из тысяч Израиля по тысяче (воинов) от колена…».

Из того, что про евреев, которые пошли на войну с Мидьяном сказано «и были переданы», и не сказано «и пошли», мы учим, что евреи не пошли по своей воле на эту войну. Раши объясняет: евреи не желали идти на эту войну, услышав, что смерть Моше связана с возмездием Мидьяну, как сказано: «Соверши возмездие…, затем приобщишься к народу своему (т. е. умрешь)». Великий комментатор учит из этого, насколько руководители народа Израиля дороги своему народу. «До того, как они услышали о (приближающейся) смерти (Моше), что сказано? “Еще немного и побьют меня камнями” (Шмот, 17:14), но когда услышали, что смерть Моше связана с возмездием Мидьяну, не пожелали идти, пока не были переданы против их воли», пишет Раши. На первый взгляд непонятно: если Моше был так дорог народу, почему же в пустыне, когда была нехватка воды, они чуть не забили его камнями?

Дело в том, что по-настоящему прочувствовать ценность той или иной вещи человек может только лишившись ее. Осознание недостатка дает возможность глубоко ее оценить. Также и осознать незаменимость Моше народ смог, только когда пришло время расставаться с ним.

Рав Йеуда а-Леви в книге «Кузари» (3:17) пишет о том, что одно из намерений мудрецов при установлении благословений перед каждым видом наслаждения заключается в том, чтобы мы смогли благодарю этому задуматься о возможном недостатке этой вещи и тем самым оценить ее и получить от нее наибольшее удовольствие: «Подготовка к удовольствию и ее осязанию и раздумье о его недостатке увеличивают наслаждение дважды. И в этом польза благословений для тех, кто привык говорить их с намерением и пониманием, поскольку они рисуют в душе человека вид удовольствия и благодарность за него, и тогда увеличится радость его получения… А тот, кто так не подходит к получению удовольствий, не ощущает человеческое наслаждение, а лишь животное удовольствие».

Если человек желает получать удовольствие и радоваться своему состоянию, ему следует представить себе, насколько было бы ему тяжело при отсутствии какого-либо его имущества. Таким образом, человек, даже самый бедный, может быть счастливым и богатым, ведь сказали наши мудрецы (Пиркей Авот, 4:1): «Кто воистину богат? Тот, кто рад своей доле».

Приведем следующий пример.

Рав Авраам Ибн-Эзра был великим мудрецом Торы, а кроме того – большим изобретателем, и, следовательно, очень способным человеком. Несмотря на это, он никогда не был удачлив в финансовых делах: чем бы он ни занимался ради пропитания, во всем терпел неудачу. Он даже сказал о себе в шутку, что если займется организацией похорон, то люди перестанут умирать. Его ученики, которые очень любили своего наставника, искренне хотели помочь ему. Но как это сделать, ведь подарков он не принимал? У них возникла идея: «Мы возьмем кошелек, наполним его деньгами и подбросим на дорогу, по которой он обычно возвращается из бейт-мидраша. По пути домой учитель, несомненно, увидит кошелек, и, поскольку на нем не будет никаких признаков, по которым можно найти владельца, сможет взять его себе. (Тора нам приказывает: потерянные вещи, если у них есть признаки, по которым можно найти владельца, вернуть владельцу). Так учитель разбогатеет». Ученики так и поступили и спрятались возле дороги, чтобы посмотреть, что будет.

И вот рав Авраам Ибн-Эзра идет по дороге. До кошелька остается уже метров сто, и вдруг рав закрывает глаза и идет, как слепой, держась за стену. Пройдя то место, где лежал кошелек, он открыл глаза и с радостью пошел дальше, не обращая внимания на «потерянный» кошелек. Ученики были крайне разочарованы, их замысел не удался. Позже они сказали учителю, что видели, как он шел по дороге и вдруг на какой-то момент закрыл глаза и начал двигаться, как слепой. Ученики попросили объяснить им, почему он так сделал. Рав объяснил: «Когда я шел по дороге, у меня вдруг возникла мысль: почему же я такой неудачник, ничего у меня не получается? И я сразу понял, что это неправильные мысли, и, чтобы вернуть радость, я представил себя слепым. Как тяжело мне было бы, если бы у меня не было глаз! Я прошел немного по дороге с закрытыми глазами, представляя, будто я слепой. И вдруг открываю глаза и чувствую, какой огромный подарок мне дал Всевышний: я могу видеть! И с радостью пошел дальше».

Рав Авраам Ибн-Эзра знал, что истинное счастье зависит от самого человека, и когда почувствовал, что может превратиться из счастливого человека в несчастного, поспешил вспомнить что-то хорошее, что у него есть в жизни. Это помогло ему вновь стать счастливым.


http://www.beerot.ru/?p=3500