Насо — Слова мудрецов — Ограда для заповеди

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3295

Недельная глава Насо

«Если мужчина или женщина изречет обет назирута, посвятить себя в назиры Г-споду, то вина и пьянящего сторониться должен, уксуса винного и уксуса пьянящего не пить, и никакого настоя виноградного не пить, и винограда свежего и сухого не есть. Во все дни своего назирута ничего, что делается из винной лозы, от зерен до кожуры, есть не должен» (Бемидбар, 6:2-4)…

Приводится в мидраше Шмот Раба (15:2): «Сказал Святой, благословен Он: Так же, как назир принял обет [лишь] не пить вина, а запрещено ему [также] есть виноград как свежий, так и сушеный, жом виноградный и все, что происходит от виноградной лозы, так же и чужой жены запрещено касаться, и всякий касающийся чужой жены навлекает на себя смерть…».

Рамхаль в книге «Месилат Йешарим» приводит эти слова мудрецов и пишет: «Сколько же мудрости мы находим в этих словах, уподобленных запретам назира, которому [несмотря на то, что главный его запрет – не пить вино] Тора запретила все, что имеет отношение к вину. Это – урок, который Тора дает мудрецам, как они должны ограждать Тору, исполняя возложенную на них службу, и охранять ее заповеди. На примере назира они учатся тому, что наряду с основным предметом запрета, нужно остерегаться и всего, что подобно ему. Таким образом, посредством заповедей назира Тора сообщает нашим мудрецам, что им следует делать во всех остальных заповедях, дабы знали они, что таково желание Всевышнего».
Рабейну Йона в книге «Шаарей Тшува» (3-я часть) приводит странные, на первый взгляд, слова Талмуда (Авода Зара, 35а) о том, что постановления мудрецов любимей Г-споду, нежели запреты и заповеди Торы. Объясняет это рабейну Йона следующим образом: «Б‑гобоязненность является основой Торы, как сказано (Дварим, 10:12): “А ты, Израиль, что Г-сподь Б-г твой требует от тебя? Только боязни перед Г-сподом, Б-гом твоим”, и этим будут желанны Ему Его создания, как сказано (Теилим, 147:11): “Желает Он боящихся Его”. А постановления мудрецов – это путь к Б-гобоязненности, поскольку являются оградой и отдалением, дабы не дотронулась рука человека до запрета… А большая осторожность, и ограда, и отдаление от запрета являются основой Б‑гобоязненности. И поэтому сказано в Талмуде, что постановления мудрецов любимей Г‑споду больше, чем сами слова Торы, ведь их постановления и ограничения – основа для Б-гобоязненности».


http://www.beerot.ru/?p=14984