Пинхас — Награда Пинхаса

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Левинштейн

1168
награда пинхаса

Недельная глава Пинхас

«Поэтому скажи (им): «Вот, Я заключаю с ним (Пинхасом) Мой завет мира» (Бемидбар, 25:12).

«Сказал Всевышний: “По мере суда он заслужил награду”» («Бемидбар Раба», 21:1).

Нужно объяснить слова мидраша. Почему Пинхас по мере суда заслужил награду? Да и вообще это непонятно, ведь мы знаем правило «награда за заповедь – в будущем мире». Как же можно сказать, что Пинхасу полагается награда, да еще и по мере суда?

Более того, сказано в «Мидраше Танхума» (гл. Эмор, 10): «Восклицает дух святости: “Кто опережает Меня в оплате? Кто прославлял Меня прежде, чем Я даровал ему душу? Кто выполнял заповедь обрезания прежде, чем Я даровал ему сына? Кто выполнял заповедь цицит прежде, чем Я дал ему одежду? Кто выполнял заповедь поставить ограду на крыше прежде, чем Я дал ему крышу? Кто выполнял заповедь прикрепить мезузу прежде, чем Я даровал ему дом?”» То есть человек не может просить награду за свои выполненные заповеди, ведь если бы Всевышний не оказал ему милость и не дал бы ему жизнь, детей, дом и т. п., – у него не было бы условий, позволяющих выполнить заповеди.

А если так, то чем отличается поступок Пинхаса от всех остальных добрых дел и заповедей, которые люди выполняют, почему «он по мере суда заслужил награду»?

Магид из Дубно объясняет это посредством притчи.

Жил-был один парень, который спал на улице и голодал. Однажды его встретил один человек, пожалел и сказал: «У меня есть большой магазин. Если хочешь – можешь помогать мне в работе, а я буду тебе платить тем, что буду кормить и дам жилье. Тебе больше не придется голодать и ночевать на скамейках».

Согласился юноша и пошел вместе с хозяином магазина. Хозяин стал давать ему различные поручения, и он прекрасно выполнял их. Увидел хозяин, что юноша выполняет все преданно и профессионально, и принял его на работу. Тот верно служил своему хозяину, а взамен получал еду и ночевал в магазине, в уголке.

Однажды наступил Пурим. Все домочадцы, и тот юноша с ними, сели праздновать. Посреди трапезы вдруг пришел один человек и попросил купить какие-то товары. Хозяин магазина сказал: «Сегодня Пурим, магазин закрыт». Покупатель попытался уговорить его, сказать, что заплатит хорошую цену, однако хозяин не соглашался: «У меня сейчас пуримская трапеза, я не могу заниматься делами».

Услышал юноша это и обратился к хозяину: «Просите, господин, что я вмешиваюсь в ваш бизнес, но мне жаль упускать такую сделку. Вы продолжайте трапезу, а я пойду в магазин и отпущу покупателю нужный товар».

Сказал хозяин: «Но ведь ты сократишь участие в трапезе [т. е. в заповеди] из-за этого!»

«Ну и что? – ответил юноша. — Я рад помочь господину заключить сделку!»

Хозяин дал ему ключ от магазина, тот пошел и отпустил покупателю нужный товар, а тот заплатил приличную сумму.

На следующий день хозяин подошел к помощнику и дал ему большую пачку денег. Юноша очень удивился, и хозяин объяснил: «Я подсчитал, сколько времени ты у меня работаешь, умножил на месячную оплату, и выдал тебе зарплату за все время, что ты работаешь у меня, — с первого дня и по сегодняшний!»

Юноша ответил: «Я от всего сердца благодарен вам, господин, за вашу щедрость, но ведь, насколько я помню, это противоречит нашему договору. Вначале мы договорились, что я работаю лишь за еду и жилье».

Ответил хозяин: «Все время, пока можно было подумать, что еда – это причина твоей преданности работе, она была вполне достойной оплатой: тебе нужна еда, из-за нее ты работаешь и, действительно, получаешь ее в качестве заработной платы. Но сейчас выяснилось, что ты поистине предан мне, и не из-за пищи, которую ты получаешь. Ведь из-за преданности мне ты сам отказался от продолжения участия в роскошной пуримской трапезе. Поскольку этим поступком ты доказал мне, что еда не является причиной твоей работы, ты достоин получать настоящую зарплату».

В чем идея этой притчи? «Кто опережает Меня в оплате?» – Всевышний дает человеку жизнь, поэтому Он больше ничего ему не должен. Говорит Всевышний человеку: тебе достаточно того, что ты жив, это само по себе является «оплатой».

Однако Пинхас отличается от других людей. Его поступок показал, что он предан Всевышнему не из-за данной ему жизни, – ведь Пинхас рисковал своей жизнью ради Творца [ведь Зимри мог его убить]. А если так, то с этого момента жизнь не является для него «оплатой», и ему полагается настоящая награда. Поэтому «он по мере суда заслужил награду».

Бен Иш Хай приводит по этому поводу следующую притчу.

Один царь отправился в путь в сопровождении своих лучших воинов. По пути враги напали на них, воины отразили нападение и спасли царя. В другой раз царь отправился на охоту и взял с собой юношу-повара, чтобы тот готовил ему еду. Неожиданно враги напали, чтобы убить царя, но юноша самоотверженно сражался с ними и спас правителя. В знак признательности царь велел дать ему в подарок сто тысяч золотых.

Спросили царя: ведь и воины спасли его, почему же они не получили такой награды?

«Очень просто, — ответил царь. — Мои солдаты – герои. Их задача – самоотверженно защищать меня. Они готовы к этому, они знают свою работу, и за это получают зарплату. Но этот юноша – не воин, он всего лишь повар. Он не обучен сражаться, и все равно рисковал жизнью ради меня. Так что ему полагается большое вознаграждение».

Говорит Бен Иш Хай, что Тора упоминает происхождение Пинхаса (внук Аарона-коэна), чтобы подчеркнуть, что он – коэн, сын коэна и внук коэна, а коэны, как известно, не воюют, и воинское искусство им совершенно незнакомо. Кроме того, про него сказано «и встал из общины» – из Санедрина. Пинхас был большим мудрецом Торы, посвятившим себя ее изучению, и уж точно не умел воевать.

Получается, что воевать за почет Царя, Царя мира, не было его задачей, и если он все же пожертвовал собой ради Него, «по мере суда заслужил награду».

Хатам Софер объяснял сказанное в «Авот де-раби Натан» (39). Когда римские власти схватили рабана Шимона бен Гамлиэля и решили казнить его, он сидел и думал, чем заслужил такую смерть. Его ученик, раби Ишмаэль, тоже находился вместе с ним, ожидая казни. Он увидел, что учитель сидит и размышляет. Тогда он намекнул ему: «Раби, ты желаешь, чтобы я сказал тебе что-то?»

Ответил тот: «Говори».

Сказал раби Ишмаэль: «Раби, в момент, когда ты сидел на Храмовой горе и говорил слова Торы, а весь народ Израиля сидел перед тобой (и внимал), возможно, ты почувствовал оттенок самодовольства?»

Ответил рабан Шимон: «Ты утешил меня». То есть, ты прав!

Человек может потерять всю награду за выполненную заповедь, если ощущает самодовольство, несмотря на то что исполняет ее ради Небес!

Пинхас же, когда выполнял эту великую заповедь, не ощущал самодовольства, ведь колена позорили его и даже желали отлучить от общины, так что он ничего не потерял из-за высокомерия.

Рав Ицхак Шломо Унгер объясняет это по-другому. Почему «награда за заповедь – в Будущем мире»? Потому что, как сказано в трактате Бава Меция (65а), наемный работник получает оплату за свой труд не в процессе работы, а только по ее завершению.

Еврей, выполняющий заповедь Всевышнего, никогда не приходит к «завершению работы» в этом мире. Почему? Потому что он всегда ощущает, что не выполнил заповедь в совершенстве, и все время стремится заново ее выполнить, чтобы у него была возможность подняться и выполнить ее наилучшим образом. Но когда он выполняет ее еще раз, все равно чувствует, что есть еще что исправить и добавить, что заповедь до сих пор несовершенна. И так далее. Когда же приходит его последний день, и он покидает этот мир, – вот тогда это считается «завершением работы», тогда приходит время получить награду за все выполненные им заповеди и добрые дела.

Однако поступок Пинхаса был другим. Пинхас увидел отвратительный разврат, появившийся в народе Израиля, его охватил дух ревности за Всевышнего, и он совершил поступок, который уничтожил эту «болезнь», тем самым освятив Имя Творца. Заповедь, которая была выполнена этим поступком, — из тех заповедей, которые делаются с «завершением работы», ведь исполняющий не ожидает, что ему снова представится подобный случай.

Поэтому о нем и сказано, что «он по мере суда заслужил награду».

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=52961