Пинхас — «Супруга» Всевышнего

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1803

Недельная глава Пинхас

Народ Израиля, находясь в пустыне, не раз грешил, как сказано: «И испытывали Меня уже десять раз» (Бемидбар 14:22), но, в конце концов, всегда спасались.

Первым грехом был грех золотого тельца. Известен комментарий «Кузари», что все было не так просто. Но даже если посмотреть по-простому – народ Израиля взял золотого тельца и сказал о нем: «Это твой бог, Израиль». Из-за этого Всевышний хотел всех уничтожить, но прежде Он сказал Моше: «А теперь оставь Меня». Из этого Моше понял, что ему следует молиться за народ Израиля. И действительно, благодаря его молитве народ Израиля был спасен от уничтожения.

После этого произошел грех разведчиков, и Всевышний хотел уничтожить народ Израиля. Снова Моше просил Его смилостивиться над ними, а Всевышний принял молитву. В истории с Корахом Всевышний тоже хотел уничтожить их в тот же момент, но Аарон а-Коэн «схватил» ангела смерти, и большинство спаслись.

Один-единственный грех привел к тому, что был вынесен приговор на уничтожение всего народа Израиля. Когда евреи согрешили с женщинами Моава (по совету злодея Билама), и Пинхас встал и убил Зимри, сказано в Торе: «Пинхас, сын Эльазара, внук Аарона а-Коэна, отвратил Мой гнев от сынов Израиля, ревнуя Моей ревностью среди них, и Я не истребил сынов Израиля в Моей ревности» (Бемидбар, 25:11). То есть Пинхас возревновал ревностью Всевышнего, а если бы не это – Всевышний сразу уничтожил бы народ Израиля без всякого промедления, даже без того, чтобы поведать об этом Моше и Аарону. Всевышний просто стер бы весь народ Израиля с лица земли.

Что такого страшного в этом грехе? Неужели он хуже, чем грех золотого тельца?

Ответ заключается в следующем: когда грехи совершаются внутри семьи, порой, бывает, и посуду бьют. Но, в конце концов, мирятся. Если даже не сразу, то, когда наступает канун Йом Кипура, точно налаживают отношения и продолжают жить вместе. Грех золотого тельца, спор Кораха, пустые слова разведчиков, отражавшие недоверие к Творцу, были очень серьезными грехами, и, тем не менее, Всевышний говорит (Бемидбар 14:20): «Я простил по слову твоему» (простил по просьбе Моше рабейну).

Грех с женщинами Моава был совсем иным: это был выход за стены еврейского дома, наружу из «семьи» (народа Израиля и Всевышнего), и это непростительный грех. Поэтому-то и потребовалась ревность Пинхаса, который своим действием «возревновал Моей ревностью» – ревностью Всевышнего, благословен Он! Без этого – дверь захлопнулась бы окончательно, и невозможно было бы ничего исправить.

Всевышний сказал: если бы Пинхас не взял копье и не сделал то, что сделал – Я сам начал бы действовать! И не потому, что это была мера Суда, а потому что «и Я не истребил сынов Израиля в Своей ревности». Я не стал бы говорить Моше оставить Меня, Я не сказал бы ему: «Иди, спустись, ведь согрешил твой народ», Я не стал бы говорить ему: «Уничтожу его сейчас». Я просто нанес бы один удар – и все кончено.

Потому что еврей – это не только тот, кто накладывает тфилин, и даже не тот, кто трепещет перед Творцом. Еврей – это как бы «супруга» Всевышнего!

Теперь мы можем понять и еще один момент. После поступка Пинхаса Всевышний дарует новое имя народу Израиля: «Ханох – семья а-Ханохи ((החנוכי, Палу – семья а-Палуи ((הפלואי» (Бемидбар, 26:5). Всевышний «отпечатал» Свое имя на них: ה (hей) в начале и י (йуд) в конце, чтобы показать публично, что они чисты, и очищены от греха.

В мире принято, что женщина, которую до свадьбы звали г-жа Реувен, когда выходит замуж за г-на Шимона, меняет фамилию на «Шимони». Так Всевышний как бы говорит: до дарования Торы вас звали Ханох, а после дарования Торы вы – замужняя женщина, поэтому Мое Имя находится в вашем имени.

Именно это имеется в виду и в словах молитвы, которую мы произносим: «И Своим великим и грозным Именем Ты назвал нас» – в названии יהודי (еврей) есть буква далет, намекающая на далут (бедность, обездоленность), и есть Имя Всевышнего.

Поэтому буквальный перевод слова יהודי – это «госпожа Всевышнего».

Объясню, что имеется в виду. Когда женщину называют «г-жа Шимони», это значит, что даже если она занимает важную должность, центр ее жизни – это ее муж и дети. Вся ее работа – это только для того, чтобы обеспечивать семью, а настоящий центр ее жизни – это дом. Ведь если это не так, она не исполняет основной замысел ее существования!

Точно так же и еврей: вся его жизнь — вместе со Всевышним. Он встает утром и идет спать вечером вместе со Всевышним. Он ест вместе Ним, и так – каждое его действие. Всевышний как бы «мой муж», представляющий Собой центр моей жизни.

Подготовила г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=42453