Хукат — Переходный период – в жизни народа и человека

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

2707
период

Недельная глава Хукат

Недельная глава Хукат говорит нам об одном из самых грустных периодов в жизни Моше. Когда народ пришел в пустыню Цин, умерла Мирьям, и стан остался без воды. Люди стали жаловаться Моше и Аарону, и вновь прозвучали прежние аргументы: «Зачем вы привели общину Б-га в эту пустыню, чтобы умерли здесь мы и наш скот? Зачем вы вывели нас из Египта – чтобы привести в это гиблое место? Здесь нет ни зерна, ни фиговых деревьев, ни виноградной лозы, ни гранатового дерева; и воды для питья здесь нет» (Бемидбар, 20:4-5).

Что-то в реакции Моше на это обвинение было неподобающим – настолько, что он утратил возможность войти в Эрец Исраэль. Рав Симха Зисел Бройде задает интересный вопрос: если следовать за объяснением Рамбана, история с Корахом произошла сразу же после истории с разведчиками. Это значит, что все события, описанные в недельных главах Шлах и Корах, произошли во второй год после Исхода из Египта. Однако события главы Хукат происходят уже на сороковой год после Исхода, т.е. примерно 38 лет спустя. Народ Израиля по сути дела находится непосредственно перед входом в Святую Землю.

Все то, что мы читали раньше, все проблемы и жалобы, случились в первые 18 месяцев пребывания евреев в пустыне! Однако эпизод у Мей Мерива из главы Хукат имел место на сороковой год! Рав Симха Зисел спрашивает: что же было между этими событиями общего? Ответ мы можем найти в мишне Авот и в Гемаре Эрхин: все 38 лет между этими событиями евреи вели себя идеально! Мы можем легко это проследить, прочитав мишну (Авот 5:4), где говорится о 10 особенных «испытаниях», которыми наши праотцы испытывали Б-га в пустыне, приводя в подтверждение следующий стих: «И они испытывали Меня эти десять раз» (Бемидбар, 14:22). Гмара Эрхин (15а) подробнее говорит об этих 10 испытаниях: два – у Ям Суф, два – с маном, два – с перепелками, два – с водой (одно – в Рефидим и одно – в Мей Мерива), одно – с золотым тельцом, и одно – в пустыне Паран (с разведчиками). Все это случилось в первые полтора года, кроме Мей Мерива, так как этот эпизод случился уже в конце их странствий. Рав Симха Зисел делает из этого вывод, что на протяжении 38 лет не было ни испытаний, ни жалоб, и еврейский народ в целом вел себя наилучшим образом!

Такой вывод понятен, если учесть, что поколение пустыни называется «поколением знания» (дор деа). Община питалась исключительно маном, жила в окружении Облаков Славы, учила Тору под руководством Моше в течение 38 лет. Им не надо было заботиться о пропитании, новой одежде или хорошей работе. Всю жизнь они могли посвятить духовному росту!

Если все было именно так, задается вопросом рав Симха Зисел, что же такого произошло в первые два года и в последний, сороковой, год? Что заставило народ Израиля испытывать Всевышнего?

Рав Симха Зисел приводит интересный экскурс в психологию, который будет крайне полезен нам в отношениях с близкими, особенно с детьми. Первые годы и последний год жизни в пустыне были переходными для нашего народа. Евреи покинули Египет, где они были рабами, и вскоре после этого они стали избранным народом. Подъем от 49 ступени нечистоты к получению Торы стал годом огромного духовного обновления и перемены всей жизни. Также в конце своих странствий, на сороковой год, перед входом в Землю Израиля, народу вновь предстоял непростой переход. Им предстояло перейти от пропитания маном к «нормальной» жизни – такой, которой они жили раньше и будут жить все последующие годы. Им вскоре придется пахать, сеять, собирать урожай, покупать и продавать, заботиться о пропитании своих семей. Получается, что это также переходный период!

В переходном периоде от человека не стоит ожидать стабильности, спокойствия и уравновешенности. Когда весь народ проходит через внезапные перемены, люди, лишенные душевного покоя, не всегда реагируют на происходящее взвешенно. Именно этот недостаток покоя подталкивает людей принимать странные решения и совершать глупые ошибки.

Урок, который дает нам рав Симха Зисел: мы должны быть особенно осторожны тогда, когда собираемся вступить в новый период жизни, даже если эти перемены неизбежны и ведут к лучшему. Так, молодые люди в ешивах большую часть времени учебы находятся в подобных ситуациях: или они вот-вот начнут встречи с потенциальными невестами, или они встречаются с девушкой, или они только что сделали помолвку и готовятся к свадьбе, или они только что поженились, или готовятся стать отцами, или молодые отцы… Каждая из этих стадий сама по себе – большой стресс и глобальный переход из одного состояния в другое, а когда они меняются с большой скоростью, ни о какой эмоциональной стабильности не может быть и речи. Эти перемены по сути своей прекрасны, но все же это – перемены, и они забирают какое-то количество спокойствия у каждого человека. Когда перемены наваливаются на человека со всех сторон, человеку не хватает ишув а-даат, спокойствия разума, и именно в таких ситуациях нам нужно быть особенно внимательными, – к самим себе и нашим близким.


http://www.beerot.ru/?p=16076