Ангел-хранитель Кнаана — Афтара главы Шлах

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2865
ангел-хранитель кнаана

[Примечание редактора. Для более точного понимания нужно помнить следующее. Все высшие силы, в частности, мазалот (светила и планеты, а точнее — духовные силы, которые ими управляют), а также ангелы-хранители народов, — созданы Всевышним. Они влияют лишь настолько, насколько Всевышний дает им силу. Никакой собственной силы у них нет, поэтому поклоняться им не только категорически запрещено, но и совершенно бессмысленно. Однако понимание состояния ангела-хранителя показывает, есть ли пока сила у его народа.]

«И послал Йеошуа, сын Нуна, из Шитима двух мужей-соглядатаев тайно, сказав: идите, осмотрите землю и Йерихо. И пошли они, и пришли в дом женщины-блудницы, чье имя Рахав, и остались ночевать там» (Йеошуа, 2:1).

Сказанное в стихе: «…идите, осмотрите землю и Йерихо» требует пояснения. Упоминание Йерихо является лишним, ведь приказ осмотреть всю землю Кнаан включает в себя и город Йерихо. Значит, в их миссии было что-то важное, связанное именно с Йерихо. Также не ясно, почему из всех видов маскировки происхождения разведчики выбрали одежды, характерные для гончаров или плотников (или, как приводится в одном мидраше, они походили на мастеров по производству идолов)?

Чтобы разобраться в том, что происходило с разведчиками во времена Йеошуа, нужно посмотреть на то, что происходило с разведчиками во времена Моше.

В напутствии разведчикам Моше произносит странные слова: «И осмотрите землю, какова она… хороша ли она» (Бемидбар, 13:18-19). Но ведь евреи должны были прекрасно знать о состоянии земли Кнаан. Не может быть, чтобы, живя двести десять лет в Египте, на расстоянии нескольких дней езды на верблюдах, до них не доходили рассказы о земле Кнаан от приходящих оттуда караванов. Знали они и об обещании Всевышнего привести их в ту землю, текущую молоком и медом. Так что же скрывалось за словами Моше?

Говорят наши мудрецы, что Святая Земля не находится под влиянием планет и созвездий.

Однако так было не всегда. Это изменение произошло после того, как народ Израиля вошел в Святую Землю. До этого она находилась под влиянием небесного светила и ангела-покровителя, как и все другие земли и государства в мире. Также известно, что Всевышний не взыскивает с народов мира, пока не поразит на небесах ангела-хранителя того народа и той земли («Шир а-Ширим Раба»).

И каждый народ, в соответствии со своими представлениями, создавал себе идола, покровительствовавшего их земле.

Однако идолы создавались не только для служения на их капищах, но еще и для того, чтобы видеть, каково состояние ангела. И если в духовных мирах с их ангелом-покровителем происходило что-то неладное, то и на земле его изображение сникало и даже разрушалось. О подобных процессах свидетельствуют несколько стихов, как сказано: «Египтяне же хоронили (тогда) тех, которых поразил у них Г-сподь – всех первенцев; и над божествами их совершил Г-сподь суд» (Бемидбар, 33:4). Поясняет Рабейну Бахье, что золотые и серебряные идолы египтян плавились, деревянные – сгнивали, а каменные – разрушались. Также сказано: «Кто беден (для такого) приношения, выбирает дерево не гниющее, ищет себе мастера искусного, чтобы изготовить идола не шаткого» (Йешаяу, 40:20).

Поэтому разведчики выдавали себя за мастеров по камню и дереву, чтобы, не вызвав подозрений, пробраться на капища кнаанейских идолов и по их состоянию определить, пришло ли время для захвата Святой Земли?

Сказано в книге «Зоар», что земля Кнаана находилась под покровительством Луны, которая являлась седьмой и последней в системе планет (наши мудрецы использовали систему, в которой Земля располагалась в центре, а Солнце, Луна и другие планеты двигались вокруг нее). По этой же причине все сорок лет нахождения в пустыне евреи не освящали Луну в рош-ходеш на основании свидетельства о полнолунии, потому что все то время влияние и покровительство Луны еще не было аннулировано (Рабейну Там в трактате Бхорот; Рабейну Бахье, Шмот 12:1). А из благословения Йосефу: «И дарованием плодов от Солнца и дарованием плодов от Луны» (Дварим, 33:14) учат мудрецы, что есть разные виды плодов, развивающиеся под влиянием разных светил.

Есть плоды, которые получают силы от Солнца, а есть плоды, которые созревают под влиянием Луны.

И намерение Моше во время отправки разведчиков заключалось в том, чтобы они принесли плоды земли, созревание которых зависит от влияния Луны. Таким образом он планировал определить, устранил ли Всевышний покровительство Луны над землей Кнаан, или нет. Пришло ли время для ее захвата? Но разведчики, по своим соображениям не стремившиеся входить в Святую Землю, решили помешать замыслу Моше. Они злонамеренно принесли виноградную гроздь, формирование и созревание которой протекает под влиянием Солнца.

Город Йерихо являлся не только самым укрепленным городом кнаанейцев, но и был центром их идолопоклонства.

А главным объектом их поклонения, разумеется, была Луна. Отсюда и название города – Йерихо, происходящее от слова яреах (месяц). Поэтому Пинхас и Калев пришли туда ночью, чтобы убедиться, осталось ли влияние Луны в силе, или же она повержена Всевышним.

Подготовил: рав Нахум Шатхин


http://www.beerot.ru/?p=46714