Шлах — Сила Йеошуа — от праматери Сары

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

3394

Недельная глава Шлах

Множество комментариев на нашу недельную главу касается эпизода с разведчиками. Перечислены имена всех разведчиков с указанием колена, которое они представляли. Одним из разведчиков был назначен Йеошуа. Тора говорит, что изначально его имя было Ошеа бин Нун, и перед тем, как отправить его в Святую Землю, Моше меняет ему имя на Йеошуа.

Наши мудрецы говорят, что буква «йуд», добавленная к имени Ошеа, была взята из имени нашей первой праматери. Сару изначально звали Сарай. Моше «подобрал» йуд, «оторванный» от ее имени, и добавил его к имени Ошеа.

Есть интересный мидраш на книгу Берешит: «йуд» был расстроен из-за того, что его убрали из имени праматери, и пожаловался перед Троном Всевышнего. Йуд возмущался: «Только из-за того, что я – самая маленькая буква, Ты забрал меня от праведной женщины? Это несправедливо!» Всевышний ответил: «Прежде ты был в конце имени, но Я собираюсь поставить тебя в начале имени…»

Этот мидраш требует некоторых пояснений. «Таргум Йонатан бен Узиэль» говорит, что Моше добавил букву к имени Ошеа после того, как убедился в его скромности.

Моше видел, что Йеошуа понадобится огромная сила и настойчивость для того, чтобы выстоять в споре против других разведчиков, защищая Святую Землю и планы по ее заселению. Моше чувствовал, что из-за своих качеств характера у Ошеа не было необходимых сил для того, чтобы спорить и бороться. Именно поэтому пришлось дать ему новое имя, которое включало в себя букву «йуд».

В чем заключается связь между «йудом» из имени Сарай и защитой Ошеа? «Менахем Цион» дает красивое объяснение.

Если говорить о персонаже из Торы, у которого была огромная сила воли в том, что касалось борьбы со сложными обстоятельствами и противостояния негативному влиянию, то на ум прежде всего приходит праматерь Сара. Когда она увидела, что Ишмаэль, растущий вместе с ее сыном Ицхаком, оказывает на него дурное влияние, она сразу приняла решение о том, как правильно действовать в сложившейся ситуации.

Она настаивала: «Отошли эту женщину из моего дома вместе с ее сыном в пустыню!» И когда Авраам спросил ее, как она может быть такой жестокой, Всевышний сказал ему: «Во всем, что Сара говорит тебе, слушай ее, ибо в Ицхаке наречется тебе потомство» (Берешит, 21:12).

Безусловно, это требовало от Сары больших сил. Однако мать лучше всех знает, что хорошо для ее ребенка. Она понимала, что так называемое милосердие, в конце концов, окончится плохо. То, что требовалось в данной ситуации – сказать спокойно: «Мне жаль, но я не допущу, чтобы жизнь моего сына была испорчена».

От Йеошуа требовалось то же самое. Он имел дело с 10 людьми, каждый из которых был уважаемым главой колена. Йеошуа пришлось, выражаясь современным языком, противостоять величайшим людям поколения! Откуда ему было черпать силы? Он получил их из того же источника, что и праматерь Сара!

Сара, по сути, является образцом противостояния дурному обществу. Это – то, что Всевышний сказал «йуду»: «Ты нужен Мне. Ты представляешь собой внутреннюю силу, которая так нужна Йеошуа».

Есть мидраш на известные стихи из Мишлей «Эшет Хаиль…» (глава 31): «она ищет шерсть и лен…» «Мидраш Танхума» говорит, что это намекает на Сару, которая сказала Аврааму:  «отошли эту служанку и ее сына».

Объяснение мидраша в том, что называется шаатнез, смесь шерсти и льна, которые не должны быть смешаны. Шерсть сама по себе хороша, и лен – прекрасный материал. Но их смесь является запрещенной. Женщина, которая «разбиралась в сочетании льна и шерсти» – которая знала, что такая комбинация запрещена – это Сара, которая настояла на том, чтобы Агарь и Ишмаэль были отосланы из ее дома.

Йеошуа необходима была способность понимать, когда наступает время действовать, и сила сражаться и выстоять в битве за правду. Именно поэтому «йуд» из имени Сарай был передан Йеошуа.


http://www.beerot.ru/?p=15543