В чем заключался грех разведчиков? — Из комментариев Рамбана к недельной главе Шлах

Дата: | Автор материала: Рамбан

2519

Недельная глава Шлах

«Отправь от себя людей – т.е. на твое усмотрение. Я не повелеваю тебе – но, если хочешь, то отправь их». (Всевышний сказал это), потому что сыны Израиля пришли (к Моше) и попросили: «Пошлем людей перед собой», как написано: «Но подошли ко мне все вы и сказали: «Пошлем людей перед собой, чтобы разведали они нам страну» (Дварим, 1:22). Моше попросил совета у Б-га, и Он ответил: «Я ведь уже говорил им, что эта земля хороша, как написано: «…Выведу вас из бедности египетской …в страну, текущую молоком и медом» (Шмот, 3:17). Клянусь их жизнью, что Я дам им возможность впасть в заблуждение из-за своих разведчиков – и они не овладеют (этой землею)». Так комментирует Раши, опираясь на слова Мидраша.

И возникает вопрос: если так, то и сам Моше согрешил в этом деле – ведь написано: «И понравилось мне это слово, и взял я из вас двенадцать человек…» (Дварим, 1:23). Так почему же Моше попросил разведчиков выяснить о земле, «хороша она или плоха» (Бемидбар, 13:19), когда ему уже было сказано, что она «прекрасна и просторна» ?! [Ср. Шмот, 3:8, где сказано: «И сошел Я спасти его (т.е. народ Израиля) из-под власти Египта и привести его из той страны в страну прекрасную и просторную – страну, текущую молоком и медом…» – здесь и далее – комментарии переводчика]

И еще: в чем провинились разведчики? Ведь Моше сказал им: «И осмотрите землю, какова она, и народ, что живет на ней, – силен он или слаб, мал или велик» (там же, 13:18). И он велел (им разведать), доступны или укреплены «города, в которых они живут» (там же, 13:19). И в любом случае они были обязаны доложить (Моше) о том, что он велел им узнать. Так в чем же их вина, и в чем же их грех, если они сказали ему: «Народ, который живет в этой земле, могуч, а города – могучие крепости» (там же, 13:28) ?! Ведь не посылал же их Моше для того, чтобы они сообщили ему ложные сведения!

И не следует думать, будто их грех заключался только в том, что они оклеветали (святую землю, сказав): «Это земля, истребляющая своих обитателей» (там же, 13:32), – ведь еще до того, как они это произнесли, Калев спорил с ними.

И еще написано: «Братья наши (т.е. разведчики) внесли страх в сердца наши, сказав: народ многочисленнее и выше нас, города большие и укрепленные до небес» (Дварим, 1:28). А здесь говорится, что сыны Израиля убоялись «пасть от меча», горько сетуя: «Наши жены и наши дети сделаются добычей» (Бемидбар, 14:3). Но ведь наш наставник Моше, обращаясь к следующему поколению сынов Израиля, превозносил силу народа, (населявшего Кнаан), неприступность их крепостей и могущество их богатырей в еще большей степени, чем эти разведчики, как написано: «Слушай, Израиль! Ты переходишь сегодня Иордан, чтобы прийти и изгнать народы, которые многочисленнее и сильнее тебя, города большие и укрепленные до небес, народ великий и высокорослый, великанов, о которых ты знаешь и о которых ты слышал: кто устоит против великанов?» (Дварим, 9:1-2). И если вина и грех разведчиков заключались именно в этом, то зачем же Моше «смущал сердца» сынов точно так же, как разведчики «смущали сердца» их отцов?!

И еще (вопрос): в чем вообще был для Моше смысл такой разведки? Ведь, если бы земля оказалась хорошей, а (населяющий ее) народ – слабым, то было бы прекрасно; ну, а если бы земля оказалась плохой, а народ – сильным, неужели бы Моше решил возвратить сынов Израиля обратно в Египет?!

А объяснение этих событий заключается в следующем: сыны Израиля, подобно всем, кто вступает в войну за неизвестную им землю, желали направить перед собой лазутчиков, чтобы они выведали дороги и подступы к городам, а по возвращении пошли бы впереди войска, указывая ему дорогу, подобно сказанному: «Покажи нам вход в город» (Шофтим, 1:24). Разведчики должны были подсказать, какой город следует захватить сначала и с какой стороны удобнее завоевать эту землю. Ведь сыны Израиля прямо так и сказали: «Пошлем людей перед собой, чтобы разведали они нам страну и рассказали нам о дороге, по которой нам идти, и о городах, к которым нам идти» (Дварим, 1:22) – т.е. «о городах, к которым нам идти» сначала, а через них уже завладеть всей землей.

И это было верное решение, ведь так поступают все завоеватели земель. И так же поступил сам Моше (во время войны против эморейцев на восточном берегу Иордана), как сказано: «И послал Моше разведать Язер, и они захватили его предместья, и изгнали бывших там эморейцев» (Бемидбар, 21:32). Да и Йеошуа бин Нун «тайно послал …двух мужей-разведчиков, сказав: Идите, осмотрите землю и Иерихон» (Йеошуа, 2:1).

Поэтому-то Моше «понравилось …слово» народа – ведь в Торе не заповедано полагаться во всех делах на чудо, но идущие на войну должны вооружаться и проявлять осмотрительность, и делать засады, как это было при захвате города Ай и во многих других случаях, когда война велась по слову Б-га.

И вот Моше «попросил совета у Б-га», и Он дал ему разрешение, сказав: «Отправь от себя людей, чтобы осмотреть землю Кнаан, которую Я даю сынам Израиля» – пусть они разузнают об этой земле и расскажут вам, и вы будете с ними советоваться при завоевании земли. И тогда Моше сказал разведчикам: «Взойдите с юга» (Бемидбар, 13:17), чтобы они (прежде всего) выведали, силен ли народ, живущий на юге (страны Кнаан), рядом с местом, где (остановились) сыны Израиля, – следует ли проявить по отношению к ним особую осторожность и запастись мужеством. И также (они должны были разведать), как укреплены города (на юге), можно ли их взять с помощью осады и стенобитных машин – или лучше войти в землю с другой стороны. И еще (Моше) велел им высмотреть саму землю – «хороша она или плоха» (там же, 13:19), чтобы в случае, если (на юге) она относительно «плоха», начать завоевание с других мест, ведь и Йеошуа бин Нун не завоевал всю землю. И разведчики обошли горы эморейцев, направляясь к Хеврону. И поэтому сказано: «И земля, на которой он живет…» (там же) – имеется в виду народ, живущий на юге.

А возможно, Моше, (заведомо) зная, что эта земля плодородна и хороша – ведь (Б-г уже) говорил (ему): «в страну прекрасную и просторную» (Шмот, 3:8) – велел разведчикам выяснить, «что это за земля», именно для того, чтобы они сами убедились в ее достоинствах и рассказали о них народу. И тогда сыны Израиля обретут новые силы и вступят в землю с радостью. Поэтому-то Моше и сказал разведчикам: «Возьмите плодов этой земли» (Бемидбар, 13:20) – чтобы (сыны Израиля) своими глазами увидели ее достоинства.

Ведь известно, что Египет находится не очень далеко от Хеврона, всего около семи дней пути, а рубежи Кнаана подходят близко к Египту, – и немыслимо, чтобы жители Египта не знали, что представляет из себя земля Кнаан – «хороша она или плоха»! Но Моше рассчитывал разузнать, по какой дороге лучше войти в эту землю и какие города завоевать прежде всего, как я уже объяснял. Однако сыны Израиля, которые были в Египте рабами и выполняли самую тяжелую работу, ничего не ведали и не знали (об окружающих землях) – и поэтому Моше желал, чтобы (разведчики) рассказали им о достоинствах земли и развеселили их сердца. Но сам Моше (о земле) знал хорошо.

Кроме того, из слов Торы видно, что Моше «не просил совета у Б-га» (посылать ли вообще разведчиков или нет), – ведь сказано: «Отправь от себя людей», так как сыны Израиля уже решили направить разведчиков. Но обычно посылают тайно двух или нескольких лазутчиков, а Всевышний, знающий будущее, повелел «отправить по человеку от каждого колена их отцов – самых выдающихся среди них», ибо Он желал, чтобы эту миссию выполнили главы поколения – может быть, они «опомнятся и вернутся к Б-гу»!

[Ср. Йеошуа 2:1, где написано: «И послал Йеошуа сын Нуна из Шитима двух мужей-разведчиков тайно, сказав: Идите, осмотрите землю…».]

А если не опомнятся, то пусть приговор затрагивает в равной степени весь народ. И поэтому написано: «по повелению Б-га» – т.е. повеление Всевышнего (заключалось в том, что в разведку) должны пойти (именно) «главы сынов Из­раиля» и «самые выдающиеся среди них».

И также согласно простому смыслу строк Торы Всевышний не упомянул, обращаясь к Моше, что (сыны Израиля) просили (послать разведчиков), а он лишь согласился с ними. Ведь в противном случае было бы рассказано здесь, (в главе «Шлах»): «И подошли к Моше сыны Израиля и сказали: «Пошлем людей перед собой, чтобы разведали нам страну», и Моше понравилось это слово», а затем уже должно было быть написано: «И говорил Б-г с Моше, сказав: «Отправь от себя людей осмотреть землю Кнаан, как тебя просили сыны Израиля, – отправь по человеку от каждого колена…»

Но эти события развивались так: (сначала) сыны Израиля попросили послать разведчиков, и Моше «понравилось это слово» – а затем уже к Моше пришло речение Б-га, так же, как приходили к нему и все другие речения, и Всевышний просто сказал: «Отправь от себя людей…». И поэтому-то сказано: «…осмотреть землю Кнаан, которую Я даю сынам Израиля» – так как речь идёт о совершенно новом деле, о котором еще не говорилось. И (Всевышний) обратился (к Моше) именно так потому, что по Своему милосердию, желал, чтобы (разведчики) были посланы по Его повелению: от каждого колена и главы колен – чтобы (сыны Израиля) были спасены (от грозящей им беды).

И если сыны Израиля попросили у Моше: «Пошлем людей перед собой, чтобы разведали (וְיַחְפְּרוּ) они нам страну и рассказали нам о дороге, по которой нам идти…» (Дварим, 1:22), – то они подразумевали, как мне кажется, поиск подходящих дорог для завоевания земли. (А слово וְיַחְפְּרוּ образовано от основы חפר), употребленной в строке «На скале живет он (орел), …оттуда высматривает (חָפַר) добычу» (Йов, 39:28-29). И поэтому они сказали: «Пошлем людей перед собой…» – т.е. сыны Израиля намеревались пойти вслед за ними по разведанным ими дорогам. И подобно этому написано: «А ковчег завета Б-га двигался три дня пути впереди них» (Бемидбар, 10:33).

Но Всевышний повелел, чтобы (разведчики отправились) «осмотреть (וְיָתֻרוּ) землю Кнаан» – подобно тому, как рассматривают товар, который собираются приобрести. (А слово וְיָתֻרוּ родственно слову הַתָּרִים) в строке: «…кроме того, что приносили странствующие торговцы (הַתָּרִים) и купцы» (Диврей а-ямим 2, 9:14). И также написано: «В тот день Я поднял руку Мою, (поклявшись) вывести их из земли Египта в землю, которую Я присмотрел (תַּרְתִּי) для них, текущую молоком и медом, – краса она всех земель» (Йехезкель, 20:6). И еще (сказано): «…чтобы присмотреть (לָתוּר) место пребывания в почете» (Бемидбар, 10:33). И поэтому-то Моше повелел разведчикам рассказать о земле, «хороша она или плоха, …плодородна или скудна» (там же, 13:19-20), – всё это ради того, чтобы порадовать их, – ведь (земля Кнаан) прекрасней всех стран на свете – и чтобы они вступили в эту землю с большим желанием.

И здесь рассказывается кратко, (без упоминания просьбы народа к Моше), ведь (речение Всевышнего) и было таким (как приведено тут). А во «Второзаконии» Моше пересказывает все события с самого начала, чтобы указать народу на их грех, так как они согрешили именно тем, что сами попросили у Моше (направить разведчиков для поиска удобных дорог). Да и согласно мнению наших наставников, (приведенному в комментарии Раши), сыны Израиля согрешили тем, что сказали: «Пошлем людей перед собой…», – ведь они видели, как Всевышний постоянно их избавляет, и им следовало идти за облаком, в какую бы сторону оно ни двинулось.

[Рав Э. Деслер поясняет, что, хотя в обычных жизненных ситуациях безусловно следует прикладывать необходимые усилия для решения проблемы своими силами, тем не менее, сыны Израиля поколения исхода, которые постоянно были свидетелями сверхъестественных событий и видели, как помощь приходила к ним от Б-га чудесным образом, должны были всецело полагаться на Него и вообще не прибегать к самостоятельным попыткам. Но они думали, что действуют в соответствии с волей Б-га, заповедовавшего не полагаться на чудо, – и грань между их заблуждением и истиной была очень тонкой.]

А Моше согласился с ними, желая утихомирить страсти. И в его фразе «И понравилось мне это слово» (Дварим, 1:23) подразумевалось: «Я принял ваш дурной замысел и решил его осуществить». А Всевышний повелел ему: «Отправь по человеку от каждого колена» – подобно тому, как написано: «И сказал Б-г Шмуэлю: Последуй гласу народа во всем, что они скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, но Меня отвергли от царствования над ними – как они поступали во всех делах со дня, когда вывел Я их из Египта, и до сего дня» (Шмуэль 1, 8:7-8).

[В приведенном Рамбаном отрывке из книги пророка Шмуэля рассказывается о том, как сыны Израиля попросили: «Поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как это у всех народов» (Шмуэль 1, 8:5) – и тогда Всевышний сказал Шмуэлю: «Последуй гласу народа…».]

И эти разведчики не назначались Б-гом поименно, как это было перед исчислением народа и перед разделом земли, так как от повелений Б-га не исходит никакой порчи для того, кто их выполняет, и с тем, кто выполняет Его заповедь, не приключится дурного. [И в Талмуде также написано: «Люди, посланные выполнять заповедь, не понесут ущерба» (Песахим, 8а).] И Б-г, да будет Он благословен, повелел Моше только: «Отправь по человеку от каждого колена их отцов – самых выдающихся среди них», а Моше по своему усмотрению избрал именно этих и отослал их – и они сами «принесли зло своим душам».

[Великий знаток кабалы р. Ицхак Лурия (Аризаль) поясняет, что в разведку были отправлены именно те двенадцать вождей народа, в которых воплотилась «искра души» (ницуц) двенадцати сыновей праотца Яакова. Сокровенный смысл их миссии заключался в том, что они должны были исправить грех десяти братьев, продавших Йосефа в рабство. Ведь именно продажа Йосефа привела в конечном счете к тому, что вся семья Яакова переселилась в Египет – в изгнание, а теперь с их разведки должно было начаться возвращение в святую землю. И именно поэтому в Торе сказано: «Отправь от себя людей, чтобы осмотреть землю Кнаан, которую Я даю сынам Израиля» – т.е. тем «сынам Израиля-Яакова», души которых вновь воплотились в двенадцати разведчиках. Но разведчики не только не исправили прежний грех, но и усугубили ситуацию, – ведь подобно тому, как десять братьев не сумели различить пророческий характер снов Йосефа, приняв его за обыкновенного честолюбца, стремящегося к власти над ними, так и десять разведчиков не сумели разглядеть сверхъестественный характер Земли Израиля, рассказав о ней, как об обыкновенной стране, обладающей своими достоинствами и непреодолимыми недостатками. И не случайно числовое значение имени Йосеф (יוסף) равно гиматрии слова «Сион» (ציון), являющегося символом Земли Израиль. И также не случайно Йосеф сказал десятерым братьям при их первом появлении в Египте: «Вы – лазутчики (מְרַגְּלִים)! Вы пришли высматривать, откуда напасть на страну» (Берешит, 42:9) – это был пророческий намек на будущую миссию глав колен. И только наш наставник Моше, ведавший историю каждой еврейской души, мог безошибочно избрать тех людей, которые воплотили в себе «искры душ» сыновей Яакова – и Всевышний подтвердил правильность его выбора (Каванот а-Ари; Шаар а-гилгулим, акдама 36; Ми-маамаким, Бемидбар 36, с. 208-214).

В книге Зоар объяснено: хотя все разведчики были праведниками, они опасались, что при вступлении в землю их заменят на других глав народа (Зоар, Шелах 158а), – и поэтому они подсознательно стремились продлить пребывание в пустыне (Ми-маамаким, Бемидбар 29, с. 166). Ведь в пустыне сыны Израиля были окружены и защищены открытыми чудесами – они шли вслед за облаком, питались манной и могли посвящать все свои силы постижению Торы, дарованной им у горы Синай, и поэтому во главе народа стояли великие мудрецы Торы. Но при вступлении в землю им придется воевать, а затем отстраивать города, обрабатывать землю, и для руководства народом понадобятся другие люди, практики и организаторы, – ведь разведчики «полагали, что в Земле Израиля жизнь будет подчинена природным законам, и поэтому противились вступлению в нее» (см. Маараль ми-Праг, Хидушей агадот, Сота 34б). Иными словами, они не желали, чтобы народ Израиля «спускался с высочайшего духовного уровня на менее высокий (Сфат эмет, Бемидбар, Шелах; Ми-маамаким, Бемидбар 29, с. 167).

Комментаторы отмечают, что сознание десятерых разведчиков, оклеветавших землю, представляло сложный конгломерат: в глубине души, на уровне подсознания, ими руководил расчет, связанный с властью и почестями, которые они могли утерять при вступлении в землю. И поэтому Рамхаль пишет, что именно стремление к почету «привело разведчиков к тому, что они оклеветали землю и тем самым погубили и себя, и все свое поколение» (Месилат йешарим 11). Однако на сознательном уровне ими руководило лишь «намерение во имя Небес» – стремление, чтобы народ Израиля не спустился с высочайшего духовного уровня пустыни на более низкий и не начал бы жить на завоеванной земле, как все народы. И поэтому Раши пишет, что «в тот час (до того, как они оклеветали землю), разведчики были кашерными (т.е. порядочными) людьми» (Раши на Бемидбар 13:3). Но и на сознательном уровне – несмотря на то, что их намерение было «во имя Небес», – им следовало отказаться от своей воли и следовать воле Б-га, который желал, чтобы сыны Израиля сразу вступили в землю (Ми-маамаким, Бемидбар 29, с.168).]

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=53860