Недельная глава Шлах
«Это имена мужей, которых послал Моше высмотреть землю. И назвал Моше Ошею, сына Нуна, Йеошуа» (Бемидбар, 13:16).
«Когда увидел Моше, насколько скромен Ошеа, сын Нуна, то нарек его Йеошуа» («Таргум Йонатан»).
Почему знание Моше о скромности Ошеа стало решающим аргументом для внесения изменения в его имя?
Часто в книгах приводится мидраш, в котором говорится, что во время воскрешения из мертвых люди будут пробуждаться в алфавитном порядке, в зависимости от заглавной буквы их имени. Пишет рав Хаим Каневский («Дерех Сиха», стр. 425), что много лет искал источник и нашел, что рав Моше бен Йосеф из Терани (известный, как а-Мабит) в книге «Бейт Элоким» приводит это правило от имени мудрецов каббалы. А в книге «Яд Рама» (Санедрин, 90б) сказано, что воскрешение из мертвых будет в соответствии с духовным уровнем, достигнутым при жизни.
Но, может быть, нет противоречия между этими источниками? Может, они дополняют друг друга? И воскрешение из мертвых изначально будет по порядку букв алфавита, а «внутри» каждой буквы порядок будет устанавливаться в соответствии с достигнутым при жизни уровнем.
Также есть мнение, что среди первых восстанут из могил те, кто был наиболее скромен при жизни. Это правило объясняет нам, как знание Моше о скромности Ошеа позволило дать ему новое имя. Ведь если раньше его имя начиналось на букву ה (эй), то после изменения заглавной будет буква י (йуд). Это могло бы отодвинуть в будущем порядок его воскрешения из мертвых. Но когда Моше взял в расчет то, что Ошеа очень скромен, что гарантированно расположит его среди первых, тогда решился на добавление в его имя буквы י (йуд).
Подготовил: рав Нахум Шатхин