Место святости — Афтара главы Ваера

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3346

В афтаре недельной главы Ваера читают отрывок из книги Млахим (2, 4:1-37).

После чуда с маслом, которое совершил пророк Элиша для жены Овадьи, приводится рассказ о еще одной великой женщине. Эта женщина проживала в городе Шунем, через который часто проходил Элиша. И вот что предлагает женщина из Шунема своему мужу: «Вот, теперь я знаю, что человек Б-жий, который постоянно проходит мимо нас, святой. Сделаем, прошу тебя, небольшую верхнюю комнату, и поставим ему там постель, и стол, и стул, и светильник; и будет, когда он придет к нам, то будет заходить туда» (Млахим 2, 4:9-11).

Есть комментаторы, утверждающие, что в то время Элиша еще не был широко известен как пророк и как преемник Элияу. Видимо, слава о нескольких чудесах, которые он уже успел совершить, еще не разошлась по всему Израилю. Основанием для такого утверждения послужили слова шунемитянки: «знаю, что он – человек Б-жий… святой». Если говорит она, что ей это стало известно, значит, ее мужу это было неизвестно. Но тогда возникает другой вопрос: на основании чего она пришла к такому выводу? Что особенного увидела эта великая женщина в Элише? Отвечают наши мудрецы в трактате Брахот (10б), что шунемитянка не видела пролетающей мухи над его столом. Это явление не могло быть случайностью, и указывало на особое благословение.

В Пиркей Авот перечисляются чудеса, которые ежедневно совершал Всевышний для наших предков в Первом Храме. Одним из этих чудес было то, что в месте, где резали многочисленные жертвы, никогда не видели мух. Представьте себе, что творилось на территории двора Храма во время праздников. Весь народ Израиля поднимался в Иерусалим, и каждый приводил с собой несколько животных, чтобы совершить жертвоприношения. Кровь многих тысяч зарезанных животных наполняла двор Храма, что должно было притягивать множество крылатых паразитов. Но этого не происходило, а причиной этому была особенная святость, наполнявшая Храм.

Конечно, при возведении Храма были приняты все необходимые меры против антисанитарии. Подробно описано, как следили за чистотой: как был вымощен пол в Храме, как были сделаны отверстия в нем. Одни отверстия служили для наполнения двора водой из источника Гихон. Другие были предназначены для отвода крови, смешанной с водой, далеко за территорию Храма. Описано также, как покрывали известью жертвенник. Но вместе со всеми этими мерами, практически нереально добиться состояния, чтобы в жару в подобном месте совершенно отсутствовали паразиты!

В источниках подробно описаны отличия между Первым и Вторым Храмами. Из описаний следует, что разница в святости была величиной с пропасть. В трактате Эрхин описан один интересный элемент в здании Второго Храма, который назывался калья орев – отгоняющий воронов. Это были тяжелые металлические пластины, площадью локоть на локоть, в центр которых была вставлена острая пика, высотой в локоть. Какое предназначение было у этих приспособлений? Ими покрывалась крыша здания Храма, чтобы вороны и другие птицы не могли сесть на нее. Но тогда почему нам ничего не известно о калья орев в Первом Храме? Отвечают мудрецы, что в Первом Храме в таком элементе не было никакой необходимости. Благодаря огромной святости, наполнявшей Первый Храм, ни птицы, ни, тем более, насекомые не могли приблизиться к нему.

Человек Б-жий

Очень интересный рассказ приводит рав Шалом Швадрон в предисловии к книге своего учителя рава Элияу Лопьяна «Лев Элияу». Он рассказывает о времени, когда он учился в ешиве, находившейся в поселении Зихрон Яаков. Тогда еще не было кондиционеров, и в летние жаркие дни ученики ешивы очень страдали от полчищ комаров. Рав Элияу Лопьян учился, как обычно, на своем месте, облаченный в талит и тфилин на протяжении всего дня. И тогда глава ешивы обратил внимание учеников на рава Лопьяна. Вокруг него не было ни единого комара! Глава ешивы привел тогда высказывание наших мудрецов о женщине-шунемитянке. Она увидела, что нет мух над столом Элиши! В месте, где есть святость, нет места мухам! Там, где есть святость, нет места для нечистоты.

Женщина великая – женщина Б-гобоязненная

В стихе сказано, что шунемитянка была иша гдола – женщина великая. Раби Йонатан бен Узиэль поясняет, что она была женщиной, преисполненной трепета перед Б-гом. Радак пишет, что она была женщиной важной и очень богатой. Книга «Зоар» пишет, что она была великая в заповеди гостеприимства. Казалось бы, эти комментарии противоречат друг другу.

В тексте благословения в честь наступления нового месяца, который произносится в субботу перед Рош-ходеш, есть такие слова: «Да будет угодно Тебе… и даруй нам долгую жизнь, преисполненную трепета перед Б-гом и боязни согрешить… жизнь в богатстве и почете, жизнь, преисполненную любви к Торе и трепета перед Б-гом…». Зачем нужно повторять в конце просьбу о Б-гобоязненности, ведь она есть и в начале? Объясняя это противоречие, говорят, что после того, как человек получил богатство и почет, ему не мешало бы вновь перепроверить свой трепет перед Б-гом.

Но в нашем случае, женщина-шунемитянка сочетала в себе оба определения. Как уже упоминалось, Элиша еще не был известен как пророк Всевышнего. Потому что если даже камни спорили за право, на кого положит Яаков свою голову, то как же люди Шунема боролись бы за право принять у себя главного ученика великого пророка Элияу! Но шунемитянке не нужно было знать, кто этот странник. Она видела еврея, нуждающегося в помощи, и этого ей было достаточно.

Женщина из Шунема, видя часто проходящего странника, решила оказать ему помощь. Она еще не знала, что речь идет о великом пророке народа Израиля, но ей и не нужно было это знать. Увидев, что есть еврей, нуждающийся в помощи, она тут же предложила ему помощь. Раз за разом она просит Элишу прийти в ее дом, хотя, будучи богатой, она запросто могла позаботиться, чтобы дом ее все время был полон важными гостями. И поэтому ясно, почему Элиша принимает предложение шунемитянки, женщины великой, сочетающей в себе так много достоинств: «И было однажды, пришел он туда, и поднялся в верхнюю комнату, и лег там».


http://www.beerot.ru/?p=21121