Ваера — Сила молчания

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1590

Недельная глава Ваера

«(Именем) Своим клянусь, — сказал Г-сподь, — за то, что ты сделал это, и не пожалел своего единственного сына, Я благословлю тебя…» (Берешит, 22:16).

Некоторые задают вопрос: в чем, собственно, проявилось особенное величие Авраама во время испытания жертвоприношением? Что он был готов принести в жертву своего сына? А что ему оставалось делать, ведь Всевышний приказал ему: «Возьми, пожалуйста, своего сына… и вознеси его в жертву»? Что, он мог не послушаться Всевышнего?

Тайный смысл заложен в этом стихе Торы. Вот как объясняют это мудрецы в Мидраше («Ваикра Раба», 29:9): «Сказано: “(Именем) Своим клянусь…” — для чего нужна была эта клятва? Сказал рав Бейбай бар Аба от имени раби Йоханана: наш праотец Авраам встал в молитве перед Всевышним и сказал Ему так: “Владыка мира, открыто и известно Тебе, что, когда Ты сказал: “Возьми, пожалуйста, своего единственного сына…”, я мог бы в сердце ответить Тебе, я мог бы сказать, что вчера Ты говорил мне: “Ицхаком продолжится твой род”, а сейчас Ты говоришь мне: “и вознеси его там в жертву”. Так же, как у меня было, что ответить, и я преодолел свое побуждение и не ответил тебе, как глухой, который не слышит, и немой, который не открывает рта, – так я прошу Тебя, когда сыны Ицхака будет грешить и совершать дурные поступки, вспоминай им жертвоприношение их праотца Ицхака, и переходи с трона Суда на трон Милосердия”».

Мы готовы на многое, но хотим хотя бы как-то отреагировать. Я готов, чтобы мой ближний поступал со мной нехорошо, но пусть хотя бы знает, что это несправедливо. Что — это тоже нельзя?

Когда Всевышний приказал Аврааму принести Ицхака в жертву, тот мог сказать: «Владыка мира, я готов, но объясни мне кое-что, у меня один маленький вопрос: Ты ведь мне обещал, что от меня произойдет еврейский народ». Однако праотец Авраам не отреагировал, не стал задавать вопросы, и попросил, чтобы в заслугу этого Всевышний тоже не реагировал, когда еврейский народ будет грешить. Просить Всевышнего простить он не мог. Как можно простить грехи? Он просил только одного: я закрыл рот, и Ты, Всевышний, как бы ничего не делай.

И это не было его первым испытанием. В предыдущей главе Всевышний приказывает ему: «Уходи из своей страны, из своей родины, из дома твоего отца». Это было очень тяжело нашему праотцу Аврааму. Авраам построил свой дом в Харане. Он очень тяжело трудился, чтобы привести всех местных жителей к Всевышнему, и у него впереди было еще много работы. И вдруг Всевышний говорит ему: «Иди!» И обещает, что у него будет изобилие всех благ в новом месте. Что делает Авраам? Не задает вопросов, а сразу же: «И отправился Авраам в путь, как велел ему Г-сподь», – сразу же бросает все и уходит!

И это еще не все. Наконец-то он приходит в Ханаанскую землю, и впервые в истории человечества в мире наступает голод. Нечего есть. Авраам вполне мог пожаловаться Всевышнему: «Владыка мира, Ты сказал мне: “Иди в землю, которую Я укажу тебе, и у тебя будет благословение, и успех, и все добро”, а теперь, когда я пришел сюда – мне нечего есть. Такого никогда не было, первый раз, что нет пищи. А как же твои обещания, Всевышний?» Но он не сказал ни слова!

И этим мы живем до сих пор – громким молчанием наших святых праотцев!


http://www.beerot.ru/?p=43605