Ваера — Союз со Всевышним — Верность Единственному

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2581

Недельная глава Ваера

«И взял Авраам мелкого и крупного скота, и дал Авимелеху, и заключили они оба союз (בְּרִית)» (Берешит, 21:27).

ברית עולם (брит олам) – вечный союз. Иногда используется с целью обозначить союз, от существования которого зависит существование всего мира. Речь идет об элементарных понятиях, необходимых для нормального существования любого народа и любой страны, общепринятых нормах поведения, морали, этики и т. д. Поэтому, когда люди осквернили землю своим поведением, об этом говорит пророк Йешаяу (24:5): «И земля осквернена была живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили уставу, нарушили завет вечный (בְּרִית עוֹלָם)».

Также и союз, заключенный Творцом с праотцами нашего народа, называется «брит олам», потому что от его соблюдения зависит существование всего мира. Поэтому стих, говорящий о соблюдении Субботы, заканчиваются словами «брит олам»: «И чтобы хранили Субботу сыны Израиля… во всех поколениях своих, это – вечный завет (בְּרִית עוֹלָם)» (Шмот, 31:16).

ברית הניתן (брит а-нитан) – союз, который был дан. Такой союз (обещание) дается в одностороннем порядке, и обещающая сторона обязуется соблюдать его при любых обстоятельствах. Так, после Потопа Всевышний показал Ноаху радугу, которая стала знаком союза, того, что Всевышний больше не нашлет такое бедствие на человечество: «Радугу Мою дал (נָתַתִּי) Я в облаке, и будет она знаком союза (בְּרִית) между Мною и землею» (Берешит, 9:13).

Еще один пример из главы Пинхас (Бемидбар, 25:12): «Посему скажи: вот, даю (נֹתֵן) Я ему Мой завет (בְּרִיתִי) мира». Как человечество в первом случае, так и Пинхас, сын Элазара, во втором стихе, не вступали в союз со Всевышним. Он сам, по собственной инициативе дал им обещания, и хранит их по сей день. Как мы знаем, потопа больше на земле не было, а в Первом и Втором Храмах служили коэны, потомки Пинхаса.

ברית אחים (брит ахим) – братский союз. «Так сказал Г-сподь: за три преступления Цора и за четыре не отвращу Я (гнева) от него: за то, что предали они дом всех изгнанников и не помнили братского союза (בְּרִית אַחִים)» (Амос, 1:9).

Радак и Ибн Эзра спорят о смысле этого стиха. Радак утверждает, что речь идет об Эдоме. Этот народ произошел от Эйсава, брата Яакова, и, невзирая на братские связи, был слишком жесток по отношению к Израилю. Ибн Эзра утверждает, что пророк Амос упрекает жителей ливанского Цора за то, что они предали евреев в войне с Эдомом. А ведь когда царь Шломо заключил союз с Хирамом, царем Цора, он называл его братом. Но сам Ибн Эзра добавляет, что это толкование, а не простой смысл стиха.

ברית העמים (брит а-амим) – союз народов. Мальбим приводит три вида союза неродственных народов:

1. Договор о взаимовыгодных отношениях: никто не пересекает границы без разрешения, никто не провоцирует действия, которые могут принести вред соседу. Такой же договор заключается с целью улучшения условий торговли.

2. В союз могут вступить страны, не имеющие общих границ, но с обязательствами прийти на помощь друг другу в случае нападения внешних врагов. Вступления в такие военные союзы, как правило, принимаются властителями, без участия народа.

3. Союз народов также может быть создан на основе общей веры и религии. Это, как правило, является выражением желания народных масс.

Добавляет Мальбим, что когда гивоняне пришли к Йеошуа, чтобы хитростью заставить его заключить с ними союз, там присутствовали все три вышеперечисленных вида союза народов: «И пошли они к Йеошуа в стан, в Гилгаль, и сказали ему и всему Израилю: из страны дальней пришли мы; а теперь заключите с нами союз» (Йеошуа, 9:6).

ברית שלום (брит шалом) – союз (завет) мира. «Посему скажи: вот, даю Я ему Мой завет мира (בְּרִיתִי שָׁלוֹם)» (Бемидбар, 25:12).

Поясняет Сфорно: «брит шалом», «Мой завет мира» означает, что теперь ангел смерти не будет иметь власти над тобой. В каждом человеке существуют множество свойств и тенденций, которые часто противостоят друг другу, как, например, йецер а-ра (дурное начало) и йецер тов (доброе начало). Вследствие этого противостояния человеку причиняется ущерб (как духовный, так и физический), в том числе сокращение длительности жизни. Всевышний наградил Пинхаса тем, что внутри него будет шалом, мир между всеми существующими силами. В результате для человека не будет ущерба, а дни его жизни не будут сокращаться. Пинхас пережил всех из своего поколения, и служил в Мишкане в Шило. Также известно, что Пинхас не хотел идти к Ифтаху, чтобы отменить его ошибочный обет. А в «Пиркей де-раби Элиэзер» (43) говорится, что пророк Элияу – это и есть Пинхас бен Элазар. Получается, что Пинхас жил более шестисот лет и был живым взят на Небеса.

הנכרת ברית (брит а-нихрат) – заключенный союз. Почему для обозначения заключения союза используется глагол לכרות (лихрот), который означает «отрубать» или «разрубать»? Вроде бы собрались быть союзниками, а уже что-то отрубают.

Что такое союз? Это акт, в результате которого две стороны выражают намерение быть одним целым. В Торе мы находим, что во время заключения союза вступающие в него стороны приносят жертвы. Жертвы разрубались пополам! И это делалось для того, чтобы продемонстрировать, что две стороны, бывшие до сих пор независимыми субъектами, теперь стали одним целым, подобно тому, как некогда были одним целым две половины разрубленной туши животного.

Но почему в стихе (Берешит, 15:10): «И он взял Ему всех их, и рассек их пополам, и положил часть каждого против другой; а птиц не рассек» сказано, что птиц не рассекали? Где в приношении птиц выражение смысла союза: теперь мы – две половины одного целого? Поясняют комментаторы, что каждое животное, даже если у него есть пара, все же является самостоятельной единицей. Но у голубей не так! Они настолько привязаны друг к другу, что если один из супругов погибает, то другой никогда не создает новой семьи. Намек на это содержится в самом стихе, где сказано: «а птиц (ציפור) не рассек». Речь идет о двух голубях, но на иврите написано слово «ципор» – в единственном числе. То есть принесение в жертву пары голубей означает принесение одной целой единицы, потому что они при жизни являются двумя половинками одного целого.

Народ Израиля часто уподобляют голубке: «Стучится друг мой: отвори мне, сестра моя, подруга моя, голубка моя, чистая моя…» (Шир а-Ширим, 5:2). Подобно тому, как голубка всегда хранит верность единственному мужу, так и народ Израиля всегда хранит верность только Всевышнему, не признавая чужих богов.


http://www.beerot.ru/?p=20958