Ваеце — Влияние праведника

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3761

Недельная глава Ваеце

«И вышел Яаков из Беер-Шевы и пошел в Харан» (Берешит, 28:10).

На первый взгляд, было достаточно сказать «и пошел Яаков в Харан». Для чего же стих упоминает также выход из Беер-Шевы? Отвечая на этот вопрос, Раши пишет: «уход праведника из какого-либо места дает о себе знать: пребывая в городе, праведник являет собой его величие, блеск и великолепие; когда же он уходит оттуда, город лишается своего величия, блеска и великолепия».

Маараль в книге «Гур Арье» пишет, что есть три основных вещи, которым праведник обучает своих близких и соседей:

1) Б-гобоязненности,

2) мудрости,

3) хорошим чертам характера.

Соответственно этим трем качествам, утверждает Маараль, Раши упоминает три преимущества, которые теряет город (величие, блеск и великолепие).

Несомненно, не только те, кто слушает уроки мудреца, являются его учениками. Каждый, кто живет в одном городе с праведником, может считаться его учеником. Ведь люди видят его поведение и тем самым учатся правильным действиям, доброму нраву и хорошим чертам характера.  В «Законах о поведении» (6:1) пишет Рамбам, что «в природе человека – подражать в образе жизни и действиях близким людям и друзьям, и следовать обычаям своих соотечественников». Еврей видит, какую святость праведник привносит в самые простые повседневные дела, такие, как еда и питье, с каким почетом он относится ко всем созданиям Творца. Человек тянется за ним и становится ближе к Создателю во всех своих поступках. Подобное влияние не слабее, чем воздействие преподавания, поскольку тот, кто видит, как ведет себя мудрец в различных ситуациях, получает урок практики, а не только постигает это в теории.

В Пиркей Авот (1:17) приводятся слова рабана Шимона бен Гамлиэля: «На протяжении всей жизни я формировался как личность в окружении мудрецов и пришел к выводу, что ничто так не идет на пользу человеку, как сдержанность в словах, и основное – не рассуждения, а поступки». По мнению рабейну Йоны, рабан Шимон под словами «основное – не рассуждения, а поступки» подразумевал, что на ученика влияют не рассуждения учителя, а его поступки – то, как он ведет себя.

Поскольку влияние окружения на человека велико, он обязан «выбирать в друзья праведников и всегда быть среди мудрецов, чтобы учиться от их поступков», как пишет Рамбам в «Законах о поведении» (6:3). Рамбам также утверждает, что, стремясь к общению с мудрецами, человек выполняет заповедь «И прилепись к Нему» (Дварим, 10:20): «Каким образом можно прилепиться к Нему? …имеется в виду быть рядом со знатоками Торы и их учениками. Поэтому каждый человек должен стараться жениться на дочери знатока Торы, выдать свою дочь замуж за знатока Торы, участвовать в трапезах со знатоками Торы, помогать им материально и всячески стараться быть с ними». Прикрепиться к Творцу – это значит, что человек во всех своих делах, даже самых обычных и «будничных», тянется ко Всевышнему. А это возможно, только когда он приближен к знатокам Торы, которые смогли освятить всю свою жизнь.


http://www.beerot.ru/?p=7721