Ваеце — Богатство нашего изгнания

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2904

Недельная глава Ваеце

Сказали наши мудрецы: «Маасе авот – симан ле-ваним» – поступки отцов – знак детям (будущим поколениям). Изучая Тору и, в частности, происходившее с нашими праотцами, мы можем видеть, что, в той или иной степени, эти события повторяются в каждом поколении еврейского народа. Более того, Виленский Гаон пишет, что все события и испытания в жизни каждого конкретного человека построены на тех же испытаниях, которые были у наших праотцов. Поэтому для нас представляет особую ценность изучение нашей недельной главы – внимательно всмотревшись в происходящее с нашими праотцами, мы сможем сделать для себя выводы, и это должно помочь нам справиться с нашими ежедневными испытаниями. Пишет Рамбан, что то, что Авраам спустился в Египет, и то, что его жену Сару забрали к Фараону – это предвестник последующего египетского изгнания всего еврейского народа.

В начале нашей недельной главы Яаков выходит из Беэр-Шевы и идет в Харан. Понимание этого отрывка – Яаков выходит из Святой земли и идет за границу. Чем был для Яакова такой «выход»? Очевидно, преодолением собственной натуры, ведь про него сказано йошев оалим – «сидящий в шатрах». Имеются в виду шатры изучения Торы Шема и Эвера, Авраама и Ицхака. На долгих двадцать лет пришлось ему оторваться от спокойной размеренной учебы и тяжело работать на Лавана, работать, чтобы в конечном счете создать семью и стать родоначальником 12 колен Израиля. Яаков лишается имущества, за ним гонятся, пытаются убить – а сколько раз его обманывали! Яаков «имеет счастье» породниться с таким страшным человеком как Лаван, который становится его тестем целых четыре раза – ведь Зилпа и Била тоже его дочери. В связи с этим мы можем задать еще один вопрос: за какие заслуги Лаван удостоился того, что от него произошли все (!) колена Израиля?

Мы видим, что Яаков отправился в настоящее изгнание – не только физическое, но и духовное. Безусловно, это – знак об уходе в изгнание для всего нашего народа, на все будущие поколения. Тут можно задать еще один вопрос. Наши предки вышли в изгнание после разрушения Первого и Второго Храмов, потому что этим они были наказаны за тяжкие грехи: идолопоклонство, кровопролитие, разврат, беспричинную ненависть друг к другу, злословие (как пишет Хафец Хаим). Чем же согрешил Яаков, что его отправили в такое изгнание?! Во всех предыдущих главах я не нашел никакого изъяна в его поведении, ничего такого, к чему можно было бы придраться. Единственную причину изгнания Яакова я вижу в ответе не на вопрос «почему», а на вопрос «зачем»: чтобы его не убил Эйсав. Известно, что после того, как Яаков получил благословение Ицхака, Эйсав возненавидел брата еще больше и задумал уничтожить его. Но мы знаем из текста Торы и из комментариев наших мудрецов, что Яаков поступил совершенно правильно – так сказала ему сделать его мать, Ривка, которая в пророчестве увидела, что Яакову по праву должно было достаться благословение Ицхака. Более того, это благословение было получено по праву – потому что Ицхак, благословив в первый раз как будто бы по ошибке, впоследствии благословил Яакова еще раз – совершенно осознанно. Таким образом, на вопрос «зачем» мы смогли ответить, но вот почему, из-за каких грехов Яаков был отправлен в изгнание? По сей день мне не удалось найти никакого намека на его грехи…

Впоследствии, как мы видим, Яаков возвращается из своего изгнания с большим имуществом и с главным достоянием – семьей. Именно семья Яакова, его жены и дети составляли его истинное богатство. Однако все материальные ценности – стада, деньги, и т. д. – Яаков не считал своей собственностью.

В чем смысл понятия приобретения? Вещь переходит в категорию «мое», как правило, в тот момент, когда за нее платят (или изготовляют для себя). От рава Моше Шапиро я слышал определение: когда в вещь вкладывают часть самого себя, она становится «моей», мое «я» находится в этой вещи. Про Яакова сказано, что его имущество, с которым он возвращался из Харана – это весь еврейский народ, все мы – «стан Яакова». Как физически в человеке заложена часть от его родителей – точно так же и в духовном плане весь еврейский народ является продолжением и частью того имущества, которое Яаков вывел от Лавана.

Здесь мы можем увидеть еще один симан ле-ваним, знак для потомков: Яаков спустился в Египет, имея при себе лишь свою семью, а вышел из Египта многочисленный народ с большим имуществом. В этом – ясный намек: наш народ отправился в изгнание, будучи бедным и порабощенным римлянами, вавилонянами и так далее… Но мы вернемся из галута с большим имуществом, с огромным богатством! Все то великое духовное достояние, которое еврейский народ приобрел в изгнании непрерывным изучением Торы, верой в Творца, освящением Его Имени – все это огромное имущество!

В трактате Псахим есть одно удивительное высказывание: еврейский народ ушел в изгнание, чтобы привести с собой обратно геров (прозелитов). Звучит это тем более странно, что не в правилах иудаизма заниматься миссионерством и пропагандой среди неевреев! Наоборот, по законам принятия в еврейство, надо «отталкивать» желающего пройти гиюр, объясняя ему огромную ответственность, которую влечет за собой такой шаг.

Во времена царя Шломо Израиль жил по закону Всевышнего. В Храме присутствовала Шхина, благословение в духовном и в материальном было достоянием нашего народа, и со всего мира приезжали люди увидеть величие Торы. После увиденного естественным желанием многих было принять иудаизм – и их принимали. Мы сейчас, в наше время, к сожалению, находимся на намного более низкой ступени. В Эрец Исраэль уже нет такого духа величия, который бы распространял свою славу по всему миру. Однако по всему миру всегда были и есть сейчас те искры святости, крупицы святых душ, которым предназначено перейти в еврейство, и с этой целью Всевышний посылает нас в изгнание по всему миру, чтобы все народы увидели святость и подлинное величие нашего народа в тяжком изгнании. И все эти крупицы святых душ мы должны привести обратно!

Однако, как мы говорили, миссионерство и пропаганда – не наш метод. Где бы мы ни жили, нам следует вести себя, как подобает избранному народу – избранному для исполнения Торы, воли Творца, для свидетельства о Творце. Сказано о молитве «Шма», что буква айн в слове Шма и буква далет в слове эхад вместе составляют слово эд, «свидетель». Объясняют наши мудрецы, что в этом содержится намек на то, что сказал нам Всевышний: вы – Мои свидетели! Наша, еврейская функция в мире – не в том, чтобы заниматься пропагандой, а в том, чтобы самой своей жизнью являться свидетелями Творца.

Яаков вышел один, а вернулся с большим богатством, также и мы возвращаемся из изгнания с большим богатством, собрав искры святости по всей земле!

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=29391