Ваеце — Поступок Рахель

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Швадрон

3128
рахель

Недельная глава Ваеце

«А Реувен шел в дни жатвы пшеницы, и нашел мандрагоры в поле, и принес их Лее, матери своей. И Рахель сказала Лее: “Дай мне мандрагоры сына твоего”. Но та сказала ей: “Мало тебе, что забрала ты мужа моего? Еще забрать и мандрагоры сына моего?”» (Берешит, 30:14-15).

Когда Рахель просит у Леи, чтобы та дала ей дудаим (мандрагоры), найденные ее сыном Реувеном, то в ответ мы слышим странные слова: «…Мало, что забрала ты мужа моего? Еще забрать и мандрагоры…». Как это Лея так быстро забыла о той великой милости, оказанной ей Рахелью? И как она позволяет себе такое поведение по отношению к сестре, благодаря которой она стала женой Яакова? Но на этом удивительные вещи не прекращаются. Рахель не напоминает Лее о передачи симаним, а отвечает ей: «…за это он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего», чем подтверждает правоту претензий Леи!? И лишь после пристального рассмотрения написанного в стихах на все вопросы находятся ответы, а поступок Рахели выглядит гораздо более значимым.

«Передала», а не «раскрыла»

Для того, чтобы постигнуть то, что произошло между Рахелью и Леей, прежде всего, нужно внести ясность. Лея не знала о том, что изначально Яаков планировал жениться только на Рахели (и, возможно, не узнала об этом до конца своих дней). А о симаним Яакова, переданных Рахели, Лея знала, но не понимала, что это именно «знаки». Поясним, о чем идет речь.

В «Даат Зкеним» (Берешит, 29:25) приводится мнение авторов Тосафот, что «знаками» являлись не какие-то вещи, а три вида алахот. Это три закона, насущные для каждой женщины, собирающейся выйти замуж. И вот они, эти «знаки-законы»: законы ниды; законы об отделении халы; и зажигание субботних свечей.

И когда Рахель рассказала Яакову о том, что отец может обмануть его, то они договорились о «знаках». Знание этих законов и будет теми «знаками», подтверждающими, что под хупой находится именно Рахель.

Вот приближается день свадьбы, и Лаван, как и предполагалось, готовится обмануть Яакова. Но ведь есть «знаки», и нет причины для волнений. Однако и у Рахели появились свои планы. Не в силах допустить позора своей старшей сестры, она решает передать Лее «знаки» от Яакова. Но при этом не раскрывать всех нюансов происходящего. Просто рассказать ей, что сейчас, когда она готовится создать семейный очаг, ей необходимо знать законы, без соблюдения которых нормальная семейная жизнь не возможна. И Рахель научила Лею всему, что требовалось. Только сделано это было с такой простотой и естественностью, что старшая сестра не почувствовала подвох и не узнала о том, чего знать не должна была.

Именно поэтому, когда мидраш рассказывает, что Рахель передала «знаки» Лее, то не говорится, что она раскрыла информацию о «знаках». Сказано, что Рахель передала «знаки», что только подтверждает вышеприведенное пояснение.

Только теперь мы можем понять, почему Лея позволяет себе заявлять, что Рахель украла ее мужа. Ведь она все дни своей жизни была абсолютно уверена, что сама удостоилась чести быть женой Яакова и избежать брака с Эсавом. И лишь после брака с ней Яаков работал семь лет за Рахель. А Рахель сдерживала свои уста, чтобы не раскрыть всей правды произошедшего.

Теперь уже мы можем увидеть те качества Рахели, что подтолкнули ее на самопожертвование:

а) Рахель хотела оказать Лее милосердие в наиболее возвышенной форме – когда тот, кому оказывается милосердие, не знает об этом, что не вызывает у него стыда.

б) Также это свидетельствует о высочайшем уровне чувствительности к чужой боли. Ведь известие о том, что задолго до ее собственной свадьбы между Рахелью и Яаковом уже существовали отношения и тайный договор, могло вызвать так много боли в сердце Леи.

Три награды за один поступок

Изначально Рахель была бездетна. Но благодаря тому, что не смогла смириться с позором сестры и передала «знаки», она удостоилась стать матерью.

В заслугу того, каким способом была совершена передача, когда никто и ничего так и не понял, сыновьям Рахели было возвращено первенство. А тот дополнительный уровень скромности стал причиной, что из ее потомков вышел царь Шауль, один из скромнейших евреев в истории нашего народа.

Но самым тяжелым испытанием в жизни Рахели было хранить молчание. Хранить молчание, даже когда тебя обвиняют в том, что ты отобрала мужа.

Но все это не напрасно, потому что именно в заслугу этого удостоилась Рахель, обещания от Всевышнего: «…возвратятся сыны в пределы свои» (Ирмияу, 31:16).


http://www.beerot.ru/?p=44032