Ваешев — Изучение Торы спасло Йосефа от греха

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2899

Ежедневная цитата

От того, кто задумывается над словами Торы, Творец отдаляет страх, дурные и грешные мысли. По «Авот де-рабби Натан» (20-ая глава)

Недельная глава Ваешев

«И пришел домой делать свою работу» (Берешит, 39:11)

В мидраше («Ялкут Шимони», 146) сказано, что под словами «делать свою работу» Тора имеет в виду изучение Торы. Мидраш сообщает, что в свободное от работы время Йосеф повторял слова Торы, которые учил со своим отцом. Хафец Хаим в книге «Нидхей Исраэль» (12-ая глава) объясняет, что мидраш учит это из лишнего, на первый взгляд, слова «свою (работу)». Для чего Тора добавляет это слово, каждому же ясно, что работа была «его»? Только труд над изучением Торы, утверждает Хафец Хаим, является «своей» работой, ведь все другие виды работ не приносят человеку такого добра. Однако награда, которую человек получит за изучение Торы – вечна. И так говорит рабби Неорай в трактате Кидушин (82б): «За изучение Торы человек получает свою часть воздаяния в этом мире, а его основная часть сохраняется ему для мира грядущего; остальные ремесла – совсем не такие. (Все остальные занятия и профессии приносят лишь временное вознаграждение) пока человек не заболевает, или стареет, или страдает от мук, из-за которых он не может заниматься своей работой, но Тора охраняет его от всякого зла в его юности и дает ему будущее и надежду в его старости».

Хафец Хаим пишет, что из этого мы можем выучить, насколько велика сила Торы в спасении изучающих ее от греха. Ведь Йосеф находился в одной из самых развращенных стран, которые когда-либо были (как приводит Раши в комментарии на Ваикра, 18:3). Он был там один, без какого бы то ни было подспорья или поддержки. Да и находился он «не в самом благоприятном» окружении, будь то во время его нахождения в тюрьме или в царском дворце среди египетской аристократии.

Сказали наши мудрецы (Кидушин, 30б), что Всевышний создал дурное начало, и Он же создал излечение от него – изучение Торы. Рамхаль в книге «Месилат Йешарим» (5-ая глава) учит из этих слов, что Тора – единственное излечение от дурного начала. Он пишет: «очевидно, что если Создатель сотворил против этой напасти только одно средство, то излечиться от нее человеку без этого лекарства невозможно никаким образом. А тот, кто думает спастись иным образом, ошибается и увидит свою ошибку в конце, когда погибнет в грехе. Ведь и в самом деле дурное начало очень сильно в человеке, и оно подспудно растет, усиливается и овладевает им. И даже если человек применит все хитрости в мире, но не воспользуется специально созданным средством – Торой, он не узнает и не почувствует усиления болезни до тех пор, пока не умрет в грехе и не погубит свою душу.»

Когда человек направляет свои мысли на понимание слов святой Торы, это приносит ему особую святость, которая не оставляет в голове места для дурных мыслей и идей. Сказали наши мудрецы («Авот де-рабби Натан»), что тот, кто задумывается над словами Торы, Творец отдаляет от него страх, дурные и грешные мысли.

Хафец Хаим также утверждает, что, сообщая нам о самоотверженной учебе Йосефа, Тора показывает следующим поколениям, какой большой награды удостаивается тот, кто усердно изучает Тору. Все, чем бы ни занимался Йосеф, Творец делал успешным.

Интересно привести слова Талмуда (Брахот, 43а). С тех пор, как египтянин назначил Йосефа над своим домом, Г-сподь послал ему благословение. Из этого мудрецы учат, что в любое место, куда приходит мудрец Торы, Творец сразу же посылает благословение. Удивительно, у Йосефа было немало достоинств, но нашим мудрецам было несомненно, что египтянин получил благословение именно в заслугу того, что Йосеф был мудрецом Торы!


http://www.beerot.ru/?p=8189