Ваешев — Что такое ешива?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

3695
ешива

Недельная глава Ваешев

Наша глава начинается так: «И поселился (ваешев) Яаков в стране, где жил его отец (мегурей авив), в стране Кнаан» (Берешит, 37:1). В русском языке разница между словами «проживать», «жить», «селиться» не так очевидна. Но на святом языке каждое слово уникально, и несет особый смысл. Глагол лашевет означает «поселиться», «расположиться», «осесть», и подразумевает постоянство. Глагол лагур – «жить», «пребывать» употребляется в случаях, когда речь идет о временном проживании. Вспомним, что говорил жителям Хеврона Авраам при покупке места для погребения Сары: «Пришелец (гер) и житель (ве-тошав) я с вами» (Берешит, 23:4). Согласно комментариям наших мудрецов это означало, что Авраам был готов купить землю, в качестве пришельца из другой страны, но в случае, если ее откажутся продавать, он возьмет ее по праву – как житель, так как эта земля обещана Всевышним. Итак, уже с первых слов нашей недельной главы мы видим трудное для понимания место в Торе: Яаков поселился в стране, где его отец Ицхак только проживал. Но ведь известно, что Ицхак ни разу не покидал Эрец Исраэль, а Яаков, напротив, большую часть жизни был в изгнании. И почему Тора сразу после упоминания места – страны, где жил его отец, уточняет – земля Кнаан, ведь как мы уже говорили, вся жизнь Ицхака прошла на Святой Земле?

Раскрывая смысл слова ваешев, Раши приводит два объяснения. При внимательном прочтении можно заметить, что предыдущая глава заканчивается коротким описанием расселения потомков Эсава, и при этом текст имеет такую же структуру, как и в нашей недельной главе «И поселился (ваешев) Эсав на горе Сеир…» (Берешит, 36:8) и далее «а это родословие Эсава…» (Берешит, 36:9). Согласно мнению Раши, точно таким же образом Тора со слов «Ваешев Яаков…» (Берешит, 37:1) и «вот родословие Яакова…» (Берешит, 37:2) начинает повествование о заселении Святой Земли сынами Израиля, но только рассказывает об этом подробно, вдаваясь во все детали. Таким образом, с недельной главы Ваешев начинается долгая история расселения нашего народа.

Второе объяснение, которое приводит Раши, основано на еще одном значении глагола лашевет. Известно, что дом учения, основное место передачи Торы, называется ешива и происходит это название от понятия ишув даат. Это состояние умиротворения, когда разум не отягощен суетой этого мира и способен полноценно воспринимать слова Торы: всесторонне взвесить их, углубиться и придти к истинному пониманию. Именно это искал Яаков после всех тревог изгнания: бегства от Эсава, жизни в доме Лавана, смерти Рахели, несчастья с Диной. И в этот момент постигла его новая напасть – пропал Йосеф! Как пишет Раши, стоит только праведным захотеть жить спокойно, Святой, благословен Он, говорит: «Мало праведным того, что уготовлено им в мире грядущем, чтобы хотеть жить спокойно в этом мире»? Действительно, весь жизненный путь Яакова – это цепь испытаний и невзгод. Но Яакову свойственно преодолевать трудности, оставаясь на невероятной высоте великолепия (тиферет), что позволяет еврейскому народу не потеряться в духовном мраке изгнания. Миссия Якова была не в том, чтобы спокойно жить, углубившись в изучение Торы, а чтобы трудиться над ней, несмотря на все невзгоды. Он – источник духовных сил нашего народа в деле противостояния всем бедам этого мира – ради того, чтобы остаться домом веры и Торы.

«И поселился (ваешев) Яаков в стране, где жил его отец (мегурей авив), в стране Кнаан». Яаков желал осесть в стране своего отца, на Святой Земле, чтобы основать там ешиву. В комментарии Мальбима мы находим, что Яаков обосновался в стране его отца, на своей родине. Но она же Эрец Кнаан – место приготовленное для Святости, находящееся под неусыпным наблюдением Всевышнего. Идеальное состояние нашего народа – пребывая на Святой Земле, являться одной большой ешивой. В простом понимании ешива – это дом Яакова, тех, кто изучают Тору, исполняют ее заповеди, живут Торой. Жизнь нашего народа, которая строится вокруг знания Истины – это ешива. И нет более подходящего места для дома учения, чем Эрец Исраэль! «Тот, кто вдохнет воздух Земли Израиля – мысли того просветляются и наполняются святостью». Говорят наши мудрецы, что человек, который учит Тору на Святой Земле стоит двух, изучающих ее в другом месте. В Гемаре (трактат Ктубот) так же говорится, что тот, кто приезжает в Святую Землю, учится в два раза лучше. Есть особое величие Торы на Святой Земле. Но во все времена, когда наш народ кочевал, ешива шла вместе с ним. Сказано в трактате Йома (28б): «наш отец Авраам закен (то есть старец, мудрец) и сидит в ешиве», «наш отец Ицхак закен и сидит в ешиве» и мы знаем, что «Яаков, человек кроткий, живущий в шатрах». И никогда не случалось так, что бы не было дома учения в народе Израиля. Перед тем как сойти в Египет, который в будущем обернется для его потомков «домом рабства», наш праотец Яаков послал вперед своего сына Йеуду, чтобы «отдать распоряжения» о создании ешивы. И во все времена, где бы не находились сыны Израиля, ешива сопровождала их. Причина в том, что она является основой существования нашего народа. Есть обещание Творца, что все ешивы вернутся на Святую Землю, избранную Всевышним для Его народа.

Виленский Гаон говорит, что чудо ханукальных свечей не было таким большим, как чудо Пурима. Ведь оно произошло на Святой Земле, а чудо Пурима случилось, когда народ Израиля находился в изгнании и был под властью нечестивого царя. На этой земле открывается высший мир, Святой Земле подобают чудеса. Тора называет страну Израиля – эрец цви, страна оленя. Если снять шкуру с убитого оленя, она сильно сожмется, и вы не поверите, что в ней умещалось тело столь крупного животного. То же самое и с Эрец Исраэль: когда евреи живут в ней, она расширяется, чтобы вместить всех жителей, а когда евреи покидают ее – сжимается, как оленья шкура. Эта большая тайна мироздания – как малое вмещает в себе многое.

«И поселился (ваешев) Яаков в стране, где жил его отец (мегурей авив)…». В книге Зоар приведено еще важное замечание к этому отрывку. У слова гар, кроме значения «жить, пребывать», есть еще одно – страх. Это объяснение мы учим из фразы о судьях ло тагуру лифней иш – судьи не должны бояться никого из людей (а только Высшего Судью – Творца этого мира). И именно в таком значении мы читаем это слово в недельной главе Балак: ве-йагар Моав ми-фней а-ам – «и испугался Моав народа этого…» (Бемидбар, 22:3). Таким образом, эрец мегурей авив можно перевести и как «страна страха его отца», страна страха Ицхака. Это земля, в которой проявилось величие Ицхака – его Б-гобоязненность. И отсюда мы учим, что место, подобающее для Торы, – это место Б-гобоязненности.

Почти все великие ешивы последних поколений (Слободка, Мир, Кельм, Новардок, Слуцк, Поневеж и другие) были рождены под влиянием движения мусар, основанного равом Исраэлем Салантером. Основная задача этого движения состояла в том, чтобы усилить Б-гобоязненность в народе Израиля. Только то место, где есть страх перед Всевышним, годится для ешивы. Сказано в Пиркей Авот, что для постижения мудрости Торы необходим ират шамаим, страх перед Небесами. Талмуд в этой связи пишет: «На кого похож человек, который преуспевает в учении, но нет у него трепета пред небесами? На владельца дома, в распоряжении которого находятся ключи от внутренних комнат, но ключ от входных дверей он потерял. Какую ценность представляют ключи от внутренних комнат?»

Понятия «страх», «трепет», на первый взгляд, носят негативный характер. Ведь мы хотим бежать от того, чего боимся. А ведь сказано в книге Зоар, что Всевышний, Тора и Исраэль – едины (Зоар, 73а). Источник трепета перед Творцом – это страх отдалиться от Него, не исполнить Его Волю. Такое отдаление – причина смерти, страданий и невзгод. Такой страх должен порождать желание вернуться к Творцу, прилепиться к Нему.

В доме рава из Бриска в Иерусалиме всегда собиралось много мудрецов Торы. Как-то рав Нахум Перцович (впоследствии – великий глава ешивы Мир) говорил там слова Торы, и при этом присутствовал рав Шах. Рав Нахум говорил, но вся его сущность выражала страх и трепет. Рав Шах спросил рава из Бриска: «Я не понимаю, чего он боится? Ведь он так хорошо говорит. Почему он так боится говорить?» На это рав из Бриска ответил, что именно потому, что рав Нахум так боится, он так хорошо и говорит. Когда человек трепещет перед Творцом, боится отойти от Его Воли, от истинного понимания Торы, тогда его слова озаряются светом Истины.

Рав Моше-Хаим Луцатто говорил, что есть особая необходимость в Б-гобоязненности во время занятий Торой и во время молитвы. Т. е., именно тогда, когда человек оказывается в наибольшей близости ко Всевышнему, нужно испытывать трепет перед Ним. У горы Синай Моше сказал народу: «Ибо испытать вас пришел Элоким, чтобы страх Его был на ваших лицах, дабы вы не грешили» (Шмот, 20:20).

Мы видим, что Б-гобоязненность является необходимым условием для приобретения Торы, но, с другой стороны, Всевышний, в силу любви к нам, сделал так, что каждый изучающий Тору лишма (ради нее самой) приобретает это качество, как сказано в Пиркей Авот: «И [благодаря изучению Торы] облачением его становится смирение и трепет перед Всевышним…»

Подготовила Р. Кудрина


http://www.beerot.ru/?p=8348