Ваигаш — Два вида партнерства

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1820
два вида партнерства

Недельная глава Ваигаш

«Сказал Йосеф народу: “Теперь я приобрел для фараона и вас, и вашу землю. Вот вам семена, засевайте землю! Из урожая вы отдадите пятую часть фараону, а четыре доли останутся вам – на засевание полей и на пропитание…” И сказали они: “Ты спас нам жизнь! Лишь бы мы были угодны нашему господину! И будем мы рабами фараона”» (Берешит, 47:23-25).

В законах цдаки мы находим два «размера»: есть обязанность дать маасер (десятую часть), как сказано: «Асер таасер» – букв. «отделяя, отделяй десятину». Удвоение этого глагола наши мудрецы трактуют так: тот, кто хочет выполнить эту заповедь наилучшим образом, пусть дает хомеш (пятую часть). Тому, кто дает десятину, обещано, что он не будет бедствовать, а тому, кто дает пятую часть, обещано, что он разбогатеет, как говорится в известной строке из трактата Таанит: «Отделяй, чтобы разбогатеть».

Секрет этих двух «размеров» – десятины и пятой части – заключен в этих строках нашей недельной главы.

Йосеф установил закон в Египте. Правда, это не был еврейский закон, но тем не менее – это был закон праведника Йосефа. Он сказал им: «Я даю вам семена, засевайте землю. Пятую часть урожая отдадите фараону, а четыре пятых – вам».

Почему именно пятую часть? Какой в этом расчет?

Наш учитель Хафец Хаим объяснил это так: принято в мире, что, когда у человека есть поле, он вкладывает в него. Он покупает семена, распахивает землю, сеет, поливает и т. п. В среднем, прибыль, которая у него остается после вычета всех затрат, включая работу, это пятая часть. Так происходит обычно.

Закон гласит, что царь получает десятую часть урожая. Это написано прямым текстом в книге Шмуэля: «Вот каким будет закон царя, который будет царствовать над вами… от урожая ваших полей и виноградников отделите десятину и отдайте его (царя) министрам и рабам» (Шмуэль 1, 8:11-15). Расчет здесь простой: если прибыли остается пятая часть, то есть двадцать процентов, то, само собой, половина идет царю, а половина – хозяину поля.

Однако – сказал Йосеф египтянам – вы не являетесь компаньонами царя, вы – его рабы, ведь вы продали себя и свои земли фараону за пропитание. Раз так, фараон должен получить пятую часть.

Именно об этом и сказано: «Теперь я приобрел для фараона и вас, и ваши земли», поэтому фараону положена пятая часть, а вам – остальные четыре пятых. И они, действительно, согласились: «И сказали: “ты спас нам жизнь …и мы будем рабами фараона”». Ты прав, поскольку мы – рабы фараона, он получит пятую часть, а мы – четырех пятых.

Теперь мы можем понять суть маасера и хомеша. Творец мира – Царь, и Он говорит человеку: ты должен взять Меня в компаньоны, поэтому десятую часть – половину пятой части прибыли — ты должен отдать Мне, а оставшаяся десятина будет твоей. Если ты будешь таким образом сотрудничать со Мной, у тебя никогда не будет недостатка. Если же ты решишь давать Мне (то есть на цдаку) пятую часть, двадцать процентов, по сути дела, отдашь Мне все – Я обещаю Тебе богатство, ведь если ты даешь Мне все – Я тоже дам тебе все!

Причем это касается не только урожая, но и любого капитала, который находится в распоряжении человека: он должен знать, что у него есть «компаньон» – Творец мира. Однако, как мы уже говорили, есть два вида партнерства. Первый – когда человек говорит: половина – мое, половина – Творца, и это тоже хорошо, он не понесет убытков из-за этого.

Но есть партнерство, в котором человек как бы говорит: все – Твое, Владыка мира! И тогда Творец мира отвечает ему добром на добро: если все – Мое, то и ты получишь все, удостоишься богатства.


http://www.beerot.ru/?p=44289