Леках Тов — Ваигаш — Воспою Г-споду, ибо воздал Он мне

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

3322

Недельная глава Ваигаш

Написано в нашей недельной главе (Берешит 46:29): «И заложил Йосеф свою колесницу, и взошел он навстречу Исраэлю, отцу своему, в Гошен. И явил он себя ему и пал на шею ему, и плакал он на его шее еще». Пишет Раши: «Но Яаков не падал на шею Йосефу и не целовал его. И сказали наши мудрецы, что он читал “Шма”».

Комментаторы задают вопрос по поводу того, что пишет Раши: если это было время чтения «Шма», то почему Йосеф не читал? А если это не было временем чтения «Шма», то почему Яаков читал? В своей книге «Биркат Перец» рав Яаков Исроэль Каневский (гаон Стайплер) приводит ответ Маараля из книги «Гур Арье». Маараль объясняет, что это не было временем чтения «Шма». А Яаков читал «Шма», потому что таков путь служения праведника: когда к нему приходит радость и спасение, в его сердце сразу же пробуждается желание стать ближе к своему Создателю, прославить Его, провозгласить Его единство и свою любовь к Нему за то, что Он даровал ему милость и сделал для него все это. Поэтому, когда Яаков увидел Йосефа, он сразу же захотел прочесть «Шма», чтобы провозгласить единство своего Создателя и принять на себя бремя Его царства с радостью и с любовью.

Стайплер добавляет, что это противоположно тому, как обычно мыслят и ведут себя простые люди: ведь мы знаем, что жених освобожден после свадьбы даже от обязательного чтения «Шма», поскольку он не может вдуматься в смысл того, что он читает. И в конце второй главы трактата Брахот мудрецы говорят, что «мы свидетели того, что он не может вдуматься». Праведники же – наоборот: чем больше их радость, тем лучше они вдумываются, произнося «Шма».

Также он написал там, что Йосеф не мог читать «Шма» в тот момент, поскольку это не было обязанностью. С другой стороны, он был обязан выполнить повелительную заповедь почитания отца, и, следовательно, Йосеф не мог заниматься дополнительным в ущерб основному. Ведь дополнения к закону уместны только тогда, когда сам закон уже выполнен, иначе в них нет совершенно никакой ценности, как написал автор «Ховот а-Левавот» (Врата Единства, 5:5).

В мишне (трактат Брахот) мы видим два образа служения Б-гу, упомянутых выше. После того, как мишна говорит о том, что жених освобожден от чтения «Шма» в первую ночь после свадьбы, она говорит так: «Рабан Гамлиэль читал “Шма” в первую ночь после женитьбы. Его ученики сказали ему: “Разве ты не учил нас, учитель наш, что жених освобожден от чтения “Шма” в первую ночь?” Сказал им: “Не стану слушать вас и отказываться от царства Небес даже на один час”». В книге «Мишнайот Мевуарот» приведено отличное объяснение рава Хаима из Воложина: обычно человек погружен в свои повседневные дела. Значительную часть дня его разум занимается будничными вопросами. Поэтому, когда он читает «Шма» или молится, он должен приложить очень много усилий, чтобы освободиться от будничных мыслей, и обратить свой разум к Небесам. Поэтому, когда говорят, что человек освобожден от чтения «Шма», его не лишают чего-то, а наоборот – не обязывают встать и сделать. И поэтому мудрецы сказали, что, когда человек занят мыслями о выполнении заповеди, как, например, жених в день своей свадьбы, его не обязывают освободиться от состояния, в котором он находится, и потому освобождают от заповеди чтения «Шма».

Совершенно иная ситуация была у рабана Гамлиэля. Он был полностью предан служению Б-гу. Все его мысли были о святом. Ему, наоборот, было тяжело освободиться от святых мыслей – даже когда ему было необходимо это сделать, например, в тех местах, где запрещено мыслить о святых вещах. И поэтому для него освобождение от чтения «Шма» означало лишение бремени царства Небес, с которым он жил постоянно, на протяжении всей жизни. Поэтому слова, которые он сказал своим ученикам, очень точны: «Не стану слушать вас и отказываться от царства Небес даже на один час».

Тот, кто находится на таком уровне близости к Б-гу, точно может использовать радостные события своей жизни для дополнительного подъема в области принятия на себя бремени царства Создателя, да будет Он благословен. Это то, что сделал Яаков, когда встретил Йосефа. Бремя царства Небес, которое постоянно находится на нем, соединилось с возвышенной радостью. Оба они вместе посвящены высокому, благодарят Б-га от всего сердца и поднимают человека по ступеням любви к Б-гу и страха перед Ним.

Тот, кто еще не удостоился достичь этой высокой ступени в служении Г-споду, тоже может увидеть здесь, каким должно быть служение Б-гу в час радости. Когда мы обретаем счастье и удачу в чем бы то ни было, мы должны помнить о Том, кто дал нам это добро, и быть благодарными Ему. Нам следует стремиться использовать эти моменты радости для духовного возвышения и для роста в любви к Б-гу и в страхе перед Ним.

По книге рава Яакова Байфуса «Леках Тов». Подготовил рав Элияу Швальб


http://www.beerot.ru/?p=29976