Ваишлах — Как научиться наслаждаться миром?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3052
наслаждаться

Недельная глава Ваишлах

«И передал своим рабам каждое стадо отдельно, и сказал рабам: “Идите впереди меня и оставляйте расстояние между стадами».(Берейшит 32:17)

Яаков не послал весь скот одновременно, а отправлял каждое стадо по отдельности, чтобы «насытить взгляд преступного [брата] и изумить его богатством дара», – пишет Раши. Чтобы Эсав по-настоящему оценил подарок, необходимо было «заставить» его «проголодаться» по этому подарку. Поэтому Яаков не послал весь скот сразу. Лишь после того, как одно стадо приходило к Эсаву, и тот чувствовал желание получить еще, подходило новое стадо.

Это учит нас важному принципу: получить настоящее наслаждение от той или иной вещи можно, только осознав, насколько ее до этого недоставало. Представим себе человека, заходящего домой лютой зимой. На улице свирепствует мороз, а дома хорошо протоплено. Несомненно, человек, которому было так холодно, подумает: «Как чудесно протоплен дом! Как тут тепло и уютно!» Но, если бы тот же человек зашел с улицы домой в разгаре лета, когда нещадно палит солнце, то не получил бы никакого удовольствия от этого тепла. Истинное блаженство он смог бы получить, наоборот, от кондиционера, добросовестно охлаждающего квартиру.

Это помогает нам понять утверждение наших мудрецов (Йома, 74 б): для того, чтобы получить истинное удовольствие от пищи, нужно увидеть ее. Когда человек видит пищу, в нем пробуждается аппетит, и поэтому он может получить истинное наслаждение. Основываясь на этом утверждении, Талмуд предписывает не есть в темноте, поскольку пищу не видно, следовательно, не будет возможности получить от нее полное удовлетворение.

Вышеприведенное помогает нам также понять и стих в книге Мишлей (25:17), который гласит: «Удерживай ногу свою от дома ближнего твоего, не то он пресытится тобою и возненавидит тебя». В оригинале «удерживай ногу свою» звучит как hокер раглеха, что в буквальном переводе означает «удорожи свою ногу», «сделай свою ногу дорогой». Дорогая вещь – та, которая редко встречается, которую тяжело достать. Если человек нечасто ходит в гости к своему приятелю, тот успевает «проголодаться» по его визиту и, тем самым, оценит его больше. И так комментирует Мецудат Давид этот стих: «Сделай ноги свои дорогими и ценимыми, чтобы не ходили они часто в дом ближнего твоего, чтобы не пресытился он твоим видом. Потому что любящий, который показывается редко, любим больше всех. А если будет он являться постоянно, прежняя любовь к нему пропадет». То же самое относится и к поступкам, которые мы делаем ради наших друзей, и к подаркам, которые мы им дарим. Если мы желаем, чтобы друзья ценили наши подарки, стоит дарить их не так часто. Иначе подарки уже не будут так дороги.

Рабби Йеуда а-Леви в книге «Кузари» (3:17) пишет, что, постановив благословлять Творца перед получением каждого наслаждения, мудрецы дали нам тем самым чудесную возможность получить совершенное наслаждение, подобающее человеку, а не низменное, животное чувство. «Когда человек подготавливает себя к получению удовольствия и осознает, как ему до сих пор этого недоставало, его наслаждение увеличивается вдвойне. И это — польза благословений для тех, кто привык произносить их вдумчиво и сосредоточенно, поскольку благословения создают в душе человека определенный вид блаженства, и слава за них Тому, Кто их даровал. Тем самым, человек осознает, насколько ему этого недоставало, и тогда увеличивается радость… И (таким образом) ты будешь получать удовольствие всю жизнь твою. А тот, кто не идет по этому пути, не думай, что его удовольствия – человеческие удовольствия, ведь в действительности они подобны тем ощущениям, которые получает пьяный» — утверждает он.


http://www.beerot.ru/?p=8090