Ваишлах — Почему ангел не желал открыть Яакову своего имени?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3169

Ежедневная цитата

Нет никого под Ним, кто обладал бы властью в мире, нет никаких наместников или другой силы, как считали идолопоклонники. Более того, Он Сам непосредственно управляет всеми созданиями. Все происходящее в мире происходит по воле Его и делается руками Его не случайно, не по законам природы или судьбы. Он Сам судит всю землю и все находящееся на ней и решает все, что происходит в верхних и нижних мирах, до самой нижней ступени Творения. Рамхаль («Даат Твунот»)

Недельная глава Ваишлах

«И спросил Яаков, и сказал он: Поведай же имя твое! И сказал он: Для чего это ты спрашиваешь о моем имени?» (Берешит, 32:30)

В святом языке название каждой вещи обозначает ее суть. Подобно этому имя каждого ангела обозначает его сущность, его особенную функцию. Наши мудрецы говорят, что есть несметное число ангелов, которые делятся на множество различных групп и ступеней. Даниэль описывает их количество (7:10): «Тысячи тысяч служат Ему, и десять тысяч десятков тысяч стоят перед Ним».

Говорят мудрецы, что у каждого ангела есть своя задача, своя функция. Если так, то, казалось бы, просьба Яакова к «побежденному»  ангелу открыть его имя была правомерной: он хотел знать, какого ангела он смог победить, и кто дал ему чудесное благословение. Поэтому неясно, почему тот отказался сообщить Яакову свое имя. Еще более непонятен аргумент ангела: «Для чего это ты спрашиваешь о моем имени?».

Рамбан объясняет, что ангел имел в виду следующее: «Тебе нет никакой пользы от знания моего имени, поскольку сила и возможность как-либо влиять на происходящее в этом мире принадлежат только Б-гу. Если ты будешь взывать ко мне, я не отвечу и от беды тебя не избавлю. Однако на этот раз благословлю тебя, поскольку такое приказание я получил (от Творца)».

Рамхаль в книге «Дерех Ашем» пишет, что провидение Творца происходит следующим образом: «Творец воздействует на ангела, а ангел — на ангела низшей ступени, и так ступень за ступенью, пока последний ангел не произведет действие в материальном мире: поддержит или обновит существование чего-либо, согласно постановлению Творца. Однако осуществление всего Бытия на всех ступенях, – только от Б-га. Ибо Он Своей силой подпитывает творения, и их развитие одно из другого, каждое – по-своему». А в книге «Даат Твунот» пишет Рамхаль следующее: «Он Сам непосредственно управляет всеми созданиями, все в мире происходит по воле Его и делается Им Самим… Он Сам судит всю землю и все находящееся на ней, и решает все, что происходит в верхних и нижних мирах, до самой нижней ступени Творения».

Одним из 13 постулатов веры Рамбам определяет «Запрет молиться ангелам». Ведь, обращаясь с молитвой к ангелу, человек показывает, что у того есть самостоятельная сила помочь ему и спасти его, что противоречит самым основам веры.

Именно с обращения к ангелам и началось идолопоклонство, как мы видим из слов Рамбама в начале «Законов об идолопоклонстве»: «В дни Эноша человечество впало в грубое заблуждение… Вот в чем состояло их заблуждение. Поскольку Б-г, рассуждали они, сотворил эти звезды и небесные сферы, дабы править миром, поместил их в выси, и поскольку они – слуги (прислуживающие) перед Ним, то они достойны восхваления и прославления, и им должно воздавать честь. И такова воля Б-га, да будет Он благословен, чтобы люди превозносили и почитали тех, кто превозносит и почитает Его, так же как царь желает, чтобы проявляли почтение к его слугам, и тем самым воздается почесть самому царю. Когда эта мысль пришла им на ум, они начали возводить храмы звездам, приносить им жертвы, прославлять и восхвалять их в речах и простираться перед ними, чтобы, согласно их извращенным понятиям, снискать милость Творца. Такова была основа идолопоклонства, и так говорили идолопоклонники, которые знали эту основу. Они не утверждали, что нет Б-га…  С течением времени чтимое и страшное имя Б-га было забыто людьми, исчезло из их душ и перестало быть известно им. Весь простой народ, женщины и дети знали только идола из дерева и камня да здание храма, в котором они с малолетства были научены падать ниц перед истуканом, поклоняться ему и служить ему, и клясться его именем. Даже мудрецы, бывшие среди них, такие как жрецы и им подобные люди, тоже полагали, что нет другого бога, кроме звезд и (небесных) сфер, ради которых и по подобию которых были изготовлены эти истуканы».

В чем же заключалась их ошибка? В чем было ошибочным их утверждение, что, поскольку звезды и ангелы слуги Творца – они достойны восхваления? На ответ намекает Тора в запрете обращаться к другим богам (Шмот, 20:2): «Я – Г-сподь, Б-г твой… Да не будет других богов при Мне». Слуге можно оказывать знаки уважения, только когда нет поблизости его господина. Но в его присутствии воздать почести слуге – значит выразить глубокое пренебрежение к господину. Г-сподь находится всюду; выходит, что тот, кто обращается с просьбами к ангелам и звездам и служит им, делает это в присутствии их Господина, и тем самым оказывает пренебрежение к Нему. На это намекают слова «при Мне» в вышеупомянутом стихе. Энош и его современники показали своими действиями, что они не чувствуют, что Б-жественное присутствие окружает их, что любая духовная инстанция существует и действует ежесекундно только по воли и влиянию Творца, и по этой причине их потомки постепенно скатились до того, что забыли Создателя совершенно.


http://www.beerot.ru/?p=7935