Лакомства к субботнему столу — Ваишлах

самоотдача семиглавый змей

Недельная глава Ваишлах

Семиглавый змей

«А сам прошел перед ними и поклонился до земли семь раз, пока подходил к брату своему… И побежал Эсав ему навстречу, и обнял его…» (Берешит, 33:3-4).

«Когда увидел Эсав все эти поклоны, то сжалился над Яаковом. Сказал раби Шимон бар Йохай: “То, что Эсав ненавидит Яакова – это непреложная истина. Но в тот момент в нем пробудились чувства к брату, которого поцеловал от всего сердца”» (Раши).

Из пояснения Раши следует, что поклоны Якова смогли пробудить братские чувства. Но как поклоны Яакова могли изменить бесконечную ненависть Эсава к нему?

То, что произошло между Яаковом и Эсавом, поясняет рав Пинхас а-Леви Горвиц в книге «а-Макнэ» на примере описанного в трактате Кидушин (29б). Там рассказывается, что дом учения, где преподавал Абайе, находился вдалеке от других поселений. Это стало причиной того, что в доме учения постоянно происходили неприятности, связанные с бесами и прочими духовными вредителями. Однажды стало известно Абайе, что к нему на учебу приезжает рав Аха бар Яаков. Тут же Абайе предупредил всех жителей окрестных селений, чтобы никто не предложил раву Ахе ночлег.

Дело в том, что рав Аха бар Яаков славился своим благочестием, и Абайе был уверен, что он сможет справиться и подавить силы нечистоты.

Евреи сделали так, как приказал им Абайе, и раву Ахе ничего не оставалось, кроме как заночевать в доме учения. И неприятности не заставили себя долго ждать. Как только рав Аха остался один в доме учения, злой дух, показавшийся ему семиглавым змеем, стал угрожать. Рав Аха взмолился Всевышнему и каждый раз, когда он кланялся, отсекалась одна из голов чудовища. После семи поклонов пали все семь голов, и змей был уничтожен.

Маарша разъясняет все, что там произошло. Семь голов вредителя соответствуют семи видам сил нечистоты, которые ввел в этом мир змей, склонивший к греху Адама и Хаву. Еврей, совершающий поклон во время молитвы, способен ослабить действие этих сил. Ведь сказано в трактате Бава Кама (16а), что позвоночник того еврея, который не кланяется в благословении «Модим» в молитве Амида, спустя семьдесят лет превращается в змея. Это связано с тем, что в поклоне нужно изогнуться и выпрямиться, подобно змею. Поэтому именно поклоны в молитве рава Ахи, смогли превозмочь силы злого духа.

Продолжает «а-Макнэ», что вся молитва Яакова была направлена на избавление от влияния сил нечистоты, исходивших от Эсава. Известно, что силы Эсава — это же и силы Сатана. Гиматрия имени Ицхак (= יצחק 208), включает в себя восемь раз четырехбуквенное Имя Всевышнего (26). Гиматрия имени Яаков (יעקב = 182) семь раз включает в себя четырехбуквенное Имя Всевышнего. Это намекает на то, что Яаков обладал семью видами сил святости. Эсав же несет в себе семь видов сил нечистоты. Гиматрия имени Эсав (עשו = 376) включает в себя семь раз гиматрию слова нечистота (טמא = 50, помножив это на 7, получим 350). Таким образом, даже если расположить семь раз силы нечистоты в имени Эсава, все еще останется число двадцать шесть (376-350=26), указывающее на присутствие Имени Всевышнего. И это понятно, ведь Эсав был внуком Авраама и сыном Ицхака. И когда Якову удалось аннулировать семь уровней нечистоты Эсава, то в нем заговорил голос настоящего, родного брата.

Ицхак даровал Яакову семь благословений. А когда Эсав понял, что утратил практически все, то возопил: «…Неужели не оставил ты для меня благословения?» (Берешит, 27:36). И Ицхак дает ему благословение, последнюю из восьми искр святости, которыми обладал.

Автор «а-Макнэ» заканчивает свое пояснение такими словами: «Позже я увидел, как приводится в “Седер а-Дорот” от имени “Мегале Амукот”, что семь поклонов раби Аха бар Яакова соответствовали семи поклонам Яакова Эсаву. И я был очень рад, что пояснил в точности как там».

Приношение Эсаву

«И взял из того, что у него было, в подарок Эсаву, брату своему: коз двести и козлов двадцать, овец двести и баранов двадцать, верблюдиц с верблюжатами тридцать, коров сорок и волов десять, ослиц двадцать и ослят десять» (Берешит, 32:14-16).

Если сосчитать всех животных, перечисленных в стихе, то их количество будет равно пятистам пятидесяти. Однако Раши поясняет, что под сказанным в стихе: «…верблюдиц с верблюжатами тридцать» имеется в виду, что верблюдиц тридцать и верблюжат тридцать. Тогда общее количество животных равно пятистам восьмидесяти. Гиматрия слова שעיר (сеир) также равна пятистам восьмидесяти, что проливает свет на намерения Яакова. То есть приношение Эсаву и לעזאל שעיר (сеир ле-азазель) — козел отпущения в Йом Кипур, преследуют одинаковую цель – «откупиться» от ецер а-ра.

Рамбан в своих комментариях пишет, что после этой встречи с Эсавом Яаков жил в Сукот — столице страны царя Сихона. И все то время, что был близок к Эсаву, каждый месяц посылал точно такое же приношение.

Милость в глазах Эсава

«И сказал (Эсав): кто тебе весь этот отряд, который я встретил? И сказал (Яаков): чтобы найти милость в глазах господина моего» (Берешит, 33:8).

В мидраше рассказывается, что до того как Эсав приблизился к Яакову, на него напала группа ангелов, и эти ангелы хорошо потрепали его. Становится ясно, почему Эсав спрашивает: «Что это за отряд, который я встретил?» Однако остается неясным ответ Яакова: «Чтобы найти милость в глазах господина моего». Разве так поступают, когда хотят добиться чьего- то расположения?

Ответить на этот вопрос нам поможет история, произошедшая с равом Моше Блоем. Однажды рав приехал из Иерусалима в порт Яффо, чтобы встретить одного мудреца Торы, прибывавшего из Литвы в Святую Землю. Единственным средством передвижения тогда были ослы. И, наняв погонщика с ослами, два мудреца отправились в обратный путь. Когда остановились на ночлег, погонщик объявил о том, что условия договора меняются, и если они не удвоят плату, то дальше им придется добираться самостоятельно. Тогда на глазах у заморского гостя произошло нечто непонятное. Рав Блой не стал спорить, а подошел к погонщику и дал две пощечины. И, что более удивительно, тот тоже не стал спорить или лезть в драку, а просто пошел спать.

После того, как все благополучно добрались до Иерусалима, гость спросил рава Блоя: «На что рассчитывал погонщик, когда пытался получить с нас дополнительные деньги? Если был уверен, что сильней нас, то почему отступил в конце? Если же не был уверен в собственных силах, то зачем пытался?» Рав Блой объяснил своему гостю, что есть люди, которые понимают только силу. И если ты применяешь ее, то они не только начинают бояться тебя, но и по-настоящему уважать.

Может быть, именно этот урок хотел преподать Яаков Эсаву, когда ответил: «…чтобы найти милость в глазах господина моего».

Повреждение бедра

Мнения мудрецов Торы разных поколения относительно повреждения бедра Яакова.

1. В книге «Адар Зкеним» одного из авторов Тосафот приводится,

что когда ангел Эсава увидел, что ему не удается преодолеть сопротивление Яакова, то он задумался: как может быть, чтобы ангел не мог победить человека? И тогда у него появилась мысль, что перед ним не сам Яаков, а его ангел. Ведь ангелы спускаются в этот мир в людском обличии. В источниках нам встречаются ангелы, похожие на мудрецов, служителей идолов, военачальников, пекарей и матросов. И тогда, как можно распознать, кто перед тобой: ангел или человек? Оказывается, у ангелов нет сгибающегося колена, потому что его нога прямая, как учится из стиха: «И ноги их – ноги прямые…» (Йехезкель, 1:7). Поэтому, в стремлении убедиться, что перед ним человек, ангел Эсава пощупал ногу Яакова, что обернулось хромотой для нашего праотца.

2. «А-Рокеах» пишет,

что ангел-хранитель Эсава намеренно нанес телесный ущерб Яакову. Ведь в те времена первосвященство принадлежало первенцу. Эсав, сожалея о проданном первенстве, желал навредить Яакову, чтобы тот не мог выступать в роли первосвященника. Одна из возможностей сделать коэна непригодным для служения – это нанести ему телесный неисправимый ущерб. Что и было сделано ангелом Эсава.

3. Поясняет Радак,

что потомки зовутся йоцей ерехо – «вышедшие из его чресел». И этот поступок ангела Эсава стал намеком Яакову, что в будущем случится трагедия с его дочерью Диной.

4. Комментарий «Кли Якар»:

«…Уже много раз пояснялось, что ецер а-ра уподобляется мухе. А муха не в состоянии самостоятельно проделать отверстие в теле человека, только когда есть открытая рана. Когда же человек совершает грех и этим создает себе духовные кровоточащие раны, тогда и у мухи появляется поприще для деятельности. Так и ангел-покровитель Эсава, когда увидел, что в цельности Яакова появилась брешь, тут же приступил к работе. А в чем оступился Яаков?

Всевышний наградил Яакова всем, что ему было нужно. Дал ему жен, детей и немалое имущество. Но Яаков неосмотрительно подверг себя опасности, оставшись один на один с ночными вредителями. И все ради чего? Ради того, чтобы спасти малые сосуды. Этим Яаков лишил себя неприкосновенности, позволив нанести себе ущерб.

(Но почему в наказание за имущественный проступок ангелу удалось повредить именно бедро? У наших мудрецов было принято говорить «мамоно шель адам маамид ото аль а-раглав» имущество человека дает возможность ему стоять на ногах. А когда человек лишается имущества, то говорят, что он «пашат эт рагло», буквально – протянул ногу).

5. «Торат Хаим» поясняет,

что ангел Эсава хотел лишить Яакова благословений, полученных им от отца. Он полагал, что если лишить Яакова первенства, то это автоматически лишит его и благословений. Но разве благословения и первенство взаимосвязаны? Да, взаимосвязаны, что хорошо видно из поведения Ицхака.

Когда Ицхаку стало известно, что Яаков получил благословения Эсава, то он испугался. Что напугало Ицхака? Тот факт, что он благословил того, кому не полагается благословение (младшего сына вместо старшего). Однако Ицхак успокаивается, когда слышит слова Эсава: «Первородство мое он взял, и вот теперь взял он благословение мое…» (Берешит, 27:36). Теперь Ицхак понимает, что благословения ушли по правильному адресу.

Но как можно вынудить Яакова вернуть купленное первенство?

«…если я нашел благоволение в очах твоих, то положи руку твою под бедро мое и окажешь мне милость и верность» (Берешит, 47:29). Поясняет «Торат Хаим», что так было принято в древности: когда человек хотел заклясть другого, то требовал, чтобы тот положил руку под его бедро. Потому что человек, соглашавшийся положить руку под бедро заклинающего его, этим подтверждал свое согласие и подчинение.

Очевидно, Эсав был вынужден совершить подобный акт и во время продажи первенства Яакову. И теперь пришел ангел Эсава и повредил то бедро Яакова, под которое тогда положил руку его хозяин. Этим он надеялся аннулировать клятву и сделку по продаже первенства, что, в свою очередь, сделает невозможным действие благословений.

Подготовил рав Нахум Шатхин


http://www.beerot.ru/?p=44059