Ваишлах — Ради Славы Небес или ради себя?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1738
ради славы

Недельная глава Ваишлах

В трактате Талмуда Брахот раби Яаков бар Иди задает вопрос: «Сказано в Торе [при выходе Яакова из Святой Земли в Харан]: “Я буду оберегать тебя везде, куда бы ты ни пошел”. А потом [при возвращении] сказано: “И очень испугался Яаков”. [Чего же он испугался?] Сказал: “Вдруг грех помешает”». Комментирует Раши: «Что если после данного обещания я согрешил, и из-за греха обещание не исполнится».

Объясним это на примере.

После утренней молитвы один человек обратился к своему знакомому, состоятельному бизнесмену, сидевшему рядом с ним в синагоге: «Слушай, мне нужно срочно покрыть минус в банке. Ты не мог бы одолжить мне десять тысяч шекелей – буквально на неделю?»

Ответил бизнесмен: «С радостью, но у меня нет при себе такой суммы. Приходи ко мне домой, я подожду тебя до девяти».

«Большое спасибо! Мне это очень поможет!»

«Да не за что, всего хорошего!»

Бизнесмен приходит домой, садится завтракать, заканчивает есть, благословляет «Биркат а-Мазон», смотрит на часы: восемь. Ну, раз обещал – надо подождать. Полдевятого, девять – его нет. Девять пятнадцать – бизнесмен встает и уходит на работу.

На следующий день, в синагоге: «Извини, пожалуйста, я вчера попросил у тебя ссуду, и ты согласился мне дать. Мне очень срочно нужно…»

Странно. «Я же тебе сказал, что не ношу при себе такие суммы. Попросил, чтобы ты пришел ко мне домой. И я ждал тебя».

«А, да? Ну сегодня я приду. До какого часа?» – «До девяти, я тебе уже говорил. Чем раньше – тем лучше».

«Хорошо, хорошо. До свиданья». — «До свиданья».

Разумеется, не пришел. Но на следующий день, в синагоге, нахмурился: «Слушай, мне эта ссуда так нужна, просто позарез! И я уже третий день прошу! Это просто непорядочно, тебе не стыдно?»

Кому тут должно быть стыдно?! Тебе согласились дать, пообещали, приготовили для тебя, – просто приди и возьми!

Так, именно так, Всевышний сказал нашему праотцу Яакову. Он пообещал оберегать его, но при одном условии: «Вот Я — с тобою. Я буду оберегать тебя везде, куда бы ты ни пошел». Когда Я буду с тобой, Я буду охранять тебя. Но ведь грех создает преграду между человеком и его Творцом: «Только лишь ваши грехи разделяли вас с вашим Б-гом, и проступки ваши заслонили от вас Его Лик» (Йешаяу, 59:2). Поэтому-то Яаков и боялся, что, возможно, совершил грех, и тот стал преградой между ним и Творцом.

А поскольку обещание дано при условии, что он не будет грешить, а он в этом не уверен, ведь Всевышний взыскивает с праведников даже за незначительные отклонения от Его воли, получается, что он не может полностью положиться на это обещание. Однако он мог бы положиться на свои многочисленные заслуги, как говорит Раши о Яакове: «Я жил с Лаваном, но соблюдал все 613 заповедей и не учился его дурным делам». Но об этом Яаков сказал: «Недостоин я всех милостей (букв. пер.: уменьшился я из-за всех милостей Всевышнего)». Из-за всех благ, которые Ты даровал мне, уменьшились мои заслуги. А если так, то почему он продолжает и упоминает: «Ты же обещал: “Я всегда буду благодетельствовать тебе и сделаю твое потомство подобным морскому песку, который не счесть из-за его множества”». Ведь он только что сказал, что опасается, что обещание охранять его уже не действительно, а заслуги уменьшились из-за благ, которые он уже получил, и получается, что, не дай Б-г, обещание благодетельствовать тоже уже потеряло силу. [Если же скажете, что Всевышний не отменяет Своих хороших обещаний, см. «Мизрахи» (Берешит, 32:8), что речь идет только о том, что сказано пророку о других, но когда это сказано только ему лично о нем, то грех может испортить все.]

Наши учителя, мудрецы ришоним Рамбан и Сфорно заметили этот момент, и объяснили, что наш праотец Яаков говорил это Всевышнему не с претензией, а с мольбой, прося выполнить обещание, — несмотря на то, что он недостоин этого, в качестве бесплатного дара.

А мне кажется, что он действительно предъявил претензию, и нет здесь никакого противоречия. Как именно?

Объясним и это на примере.

Мистер Грин обручил свою дочь и обязался дать большую сумму в приданое. До сих пор ему удавалось с трудом прокормить семью, избегая просить у людей, но сейчас – делать нечего. Неужели придется ей сидеть дома, пока не поседеет? Лучше пусть у него в бороде добавится седых волосков – от стыда. В общем, пошел он к одному знакомому миллионеру, мистеру Голду, попросил поговорить с ним. Тот принял мистера Грина очень приветливо и спросил, что ему угодно. От смущения тот вначале не знал, что и сказать. Но не успел он и рта открыть – вдруг зашел другой человек, и сказал богачу: «Мне нужен чек на миллион, на квартиру». Мистер Голд достал из ящика стола чековую книжку, выписал чек, расписался и протянул тому человеку. Посетитель бросил «Спасибо» и вышел.

За это время мистер Грин пришел в себя. Смущение покинуло его. Он поинтересовался:

 — Миллион на квартиру – наверное, речь идет о пентхаузе?

Богач поднял бровь, но ответил:

— Нет, о вилле. Миллион – это только часть суммы. А теперь я хотел бы узнать, чем могу вам помочь.

— А, — обрадовался мистер Грин, — да мне будет достаточно полмиллиона. Честно говоря, даже четыреста тысяч хватит. Но полмиллиона – это вообще замечательно!

Мистер Голд поднял и вторую бровь:

— Полмиллиона? На что?

— Э-э-э… забыл сказать – у меня дочка обручилась.

 — Мазаль тов, в добрый час!

— Амен, и вам всего наилучшего! Ну так вот, я обязался дать четыреста тысяч на квартиру. Если учесть мебель и расходы на свадьбу – как раз получается полмиллиона. Ну, кольцо и ожерелье, и одежду на свадьбу я уж на свои куплю… – расщедрился мистер Грин.

— Все прекрасно, — ответил мистер Голд, — но какое отношение это имеет ко мне?!

— Ну как же, я видел, что вы сейчас выписали чек на миллион, на квартиру, и это только часть суммы. А я прошу всего-навсего…

— Поймите, – прервал его мистер Голд, — этот человек строит виллу для меня, поэтому я оплачиваю все расходы, и он еще неплохо зарабатывает на этом. Но вы-то заботитесь о своих обязательствах, какое отношение это имеет ко мне? Если желаете – могу вам помочь небольшой суммой, но оплатить всё?!

Теперь ясно! Если Яаков просит спасение для себя, или даже для своей семьи, в силу данного ему обещания, или в силу своих заслуг – ему следует опасаться, что, может быть, из-за греха его заслуги уменьшились.

Но если он просит для того, чтобы заложить фундамент еврейского народа, который увеличит Славу Небес в мире, примет Тору и приведет Машиаха, чтобы исправить весь мир посредством Царства Творца, благословен Он, — он имеет право просить и даже требовать исполнения обещания!

Здесь мы находим ответ на еще один вопрос. Сказанное Яаковом: «Ты же обещал: “Я всегда буду благодетельствовать тебе и сделаю твое потомство подобным морскому песку, который не счесть из-за его множества”» это обещание, данное Аврааму. Но оно совершенно не обязывает Всевышнего спасти Яакова, всех его жен и детей. Ведь достаточно спасти лишь одного потомка, и от него уже пойдет еврейский народ. Однако Яаков говорит, что он желает спастись лишь ради того, чтобы «Заповедовать своим сынам и потомкам следовать путями Г-спода, творить добро и правосудие» (Берешит, 18:19) А если просьба – ради прославления Небес, ее должны удовлетворить!

Вот, что я вам расскажу: в свое время рав Исраэль Салантер покинул Литву, свою семью и своих учеников, отказался от своего положения и отправился в далекий Париж, столицу Франции, чтобы установить мир между общинами эмигрантов и поставить там раввина, который будет вести их по пути Торы. Там он много действовал в сфере образования и воспитания детей, налаживал соблюдение кашрута. Жил он в квартирке на чердаке, в очень стесненных условиях. Однажды поскользнулся на лестнице, упал и прокатился два лестничных пролета – до самого низу! Когда его подняли, рав едва дышал. Тем не менее, совершенно чудесным образом уже через несколько дней он выздоровел.

Когда рав Салантер рассказывал эту историю своему ученику, гаону раву Ицхаку Блазеру, он свидетельствовал, что, падая, совершенно не боялся плохих последствий, поскольку у него не было абсолютно никакого личного интереса в нахождении в Париже. Все, что он делал там – делал ради Славы Небес, поэтому очевидно, что не мог он получить серьезного увечья.

Сколько говорил об этом глава ешивы Новардок, гаон рав Авраам Яфен! «Смотрите, — говорил он, — дочери Цлофхада просили участок земли, то есть капитал, материальность, и их помнят к добру. А Корах просил коэнское звание – духовную вещь, и о нем осталась дурная слава!

Аарон а-Коэн позавидовал жертвоприношению несиим, князей колен, и получил вознаграждение и утешение, – зажигание свечей меноры. Корах позавидовал тому, что Элицафана выбрали наси, и его семья была стерта с лица земли!

Почему? Потому что эти просили ради Славы Небес, и просьба была принята. А Корах просил для себя, и был отвергнут!»

Так что путь для нас уже проложен. Нужно только помнить предупреждение рава Исраэля Салантера: многие считают, что требуют Почета Небес, а на самом деле требуют почета для себя…


http://www.beerot.ru/?p=44055