Лех Леха — Происходящее с отцами — знак для сыновей

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3245

Ежедневная цитата

«Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Изначальный Сущий, и Он осуществляет все существующее; и все существа на небе и на земле, а также между ними не существуют иначе, чем в силу истинности Его существования» 
Рамбам (Законы основ Торы 1:1)

Недельная глава Лех-Леха

«И было Авраму девяносто лет и девять лет, и явил Себя Г-сподь Авраму, и сказал Он ему: я Б-г Всемогущий, ходи предо Мною…» (Берешит 17:1-2).

 Творец открыл нашему праотцу Аврааму все, что произойдет с ним самим, а также в будущем с его потомками. Вот несколько примеров: Авраам спустился в Египет из-за голода – и его потомки спустились в Египет из-за голода. Авраам сражался с четырьмя царями – и против народа Израиля в будущем, в конце дней, объединятся все цари, как сказано (Теилим, 2:2): «Восстали земные цари, и правители объединились в заговор против Б-га и Его Машиаха» (Танхума, Лех Леха 9). И так же как Аврааму в войне против четырех царей было дано великое избавление, так и в будущем, когда четыре царства будут пытаться уничтожить народ Израиля в конце человеческой истории, он их одолеет (Берешит раба 42:2, Матанот Кеуна).

Великий знаток сокровенного учения Рамбан сформулировал этот принцип в более общей форме: все, что происходит с отцами – «знак для сыновей». «В Торе, – отмечает Рамбан, – подробно рассказывается о путешествиях праотцев или о рытье колодцев, а также о многих других подобных событиях, и может показаться, что это – лишние подробности, от которых нет пользы. Однако все они содержат предсказания будущего. И когда что-либо происходит с одним из трех пророков, которые были нашими праотцами, вдумайся в это, чтобы узнать, какие события предопределены для их потомков» (Рамбан, Берешит, 12:6).

По словам Талмуда, первые шесть дней Творения заключают в себе как в зародыше всю историю Вселенной, которая будет продолжаться шесть тысяч лет (Рош а-Шана, 31а). И подобно тому, как в первые два дня Творения вся земля еще была заполнена водой и ничего не было завершено, так и первые два тысячелетия истории наши мудрецы называют духовным «хаосом» (תֹהוּ) – потому что еще не была дана Тора (Авода зара 9а, Раши).

Но на третий день Творения появилась суша, и на ней произросли растения, которые дали плоды, – и это соответствует третьему тысячелетию истории, которое началось, когда праотцу Аврааму было 52 года. Именно тогда он стал открыто проповедовать веру в единого Б-га, а впоследствии вокруг него «собрались тысячи и десятки тысяч учеников» (Рамбам, Законы идолопоклонства, 1:3). Авраам сумел передать свою веру сыну Ицхаку, а затем внуку Яакову, названному Исраэль (Израиль). А спустя несколько поколений их потомки, сыны Израиля, получили Тору у горы Синай и стали выполнять ее заповеди, – и «это соответствует плодам, которые появились в мире на третий день Творения» (Рамбан, Берешит, 2:3).

По книге «Седер а-Дорот»


http://www.beerot.ru/?p=6670