Ноах — Чему мы можем учиться у Ноаха?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

3959

Недельная глава Ноах

Начало главы Ноах звучит так: «Вот потомки (букв. – порождения) Ноаха. Ноах был праведником во всех своих поколениях». Из объяснений Раши мы знаем, что под поколениями имеются в виду поколение Потопа и поколение Вавилонской башни, однако без того, чтобы призвать на помощь воображение, будет трудно приблизиться к пониманию написанного в этих стихах.

Вспомним еще одну историю – про раби Акиву. В сорок лет он впервые начал учить буквы, и вскоре на 24 года уехал из дома, оставив молодую жену, чтобы обучаться Торе у великих учителей. Возвратился он с огромным «наследием» – у него было 24 000 учеников! Однако вскоре в его жизни произошла трагедия – все его наследие было утеряно во время эпидемии, постигшей его учеников в период между Песахом и Шавуотом. Он обучил Торе 5 новых учеников – и сказано, что через них была передана Тора последующим поколениям. Удивительная история, если вдуматься в нее. Какие непостижимые душевные силы должны были быть у раби Акивы, чтобы не сломаться после такого удара! По сути, в смерти всей его ешивы, всех его 24 000 учеников был виден знак Свыше: Всевышний, мягко говоря, недоволен плодами его трудов! Но, тем не менее, раби Акива собрался с силами и продолжил то дело, которому он посвятил всю свою жизнь – продолжил обучать уже новых учеников Торе. Когда один из моих учеников, на которого я потратил много времени и душевных сил, трагически ушел из жизни, я был подавлен ощущением напрасно вложенных сил и времени. Моя история – это ничто в сравнении с трагедией раби Акивы: 24 года, 24 тысячи учеников, – все пошло прахом! Если мне было так больно от того, что я потерял одного ученика, то раби Акиве должно было быть больнее в 24 тысячи раз! Эта история – пример огромной силы духа, когда человек не просто не сломался, не впал в депрессию. У него хватило сил начать все сначала, с энергией и силой воли, – и в этом мне видится особая заслуга раби Акивы, в силу которой он удостоился того, что через него и через его пятерых учеников была передана Тора всем последующим поколениям.

Ноах жил в общей сложности 950 лет – долгий срок. Он жил 600 лет до Потопа и видел весь упадок поколений. Он строил ковчег еще 120 лет – все эти годы он старался призвать свое поколение к раскаянию, хотел убедить их в неминуемости наказания. Он уговаривал их раскаяться, ведь тогда Потопа бы не было!

Если вы читали книгу рава Ицхака Зильбера, то могли заметить несколько мест, в которых особенно чувствуется его горечь. Одно из таких мест описывает момент, когда, живя еще в Советском Союзе, он поехал на свою историческую родину в Прибалтику – в места, где жили его предки, святейшие еврейские места, места Торы, – и увидел, что там ничего не осталось. Рав Ицхак, который рос на рассказах своих родителей о том, сколько святости, Торы и самого дорогого для еврея было в этих местах, который запечатлел в душе образ тех мест как чего-то наполненного кдушой, нашел там лишь пустоту. Читая строки об этом путешествии, невозможно не почувствовать горечь разочарования, горечь утраты.

Теперь представьте себе горечь, которую пережил Ноах, когда все его труды – все его поколение, все его родственники, вся семья, за исключением жены и троих сыновей с женами, – все погибли, исчезли в волнах Потопа. И что произошло после? Ноах убедился в том, что земля опустела – никого не осталось, кроме его ближайшей семьи! И он нашел в себе силы основать мир заново! И сказано про Ноаха, что он был «цельным праведником в своем поколении» – от начала и до конца!

После Ноаха все последующие поколения только опускались духовно – это и история с Хамом и то, что он сделал с Ноахом, и последующее поколение – поколение Вавилонской башни, которое, как объясняет Раши, было хуже поколения Потопа! Ноах жил все это время и видел, что происходит – фактически, все плоды его трудов, весь вновь созданный им мир опять катится в пропасть. Для всех остальных людей – для его многочисленного потомства, детей, внуков и правнуков – все шло, как всегда, но Ноах, который пережил Потоп, и прекрасно помнил все, что происходило до и после, который знал, что есть Суд и есть Судья, видел катастрофу!

Помню, как больше 40 лет назад я приехал на Святую Землю – тогда еще не закончилась война Судного Дня, однако жизнь, казалось бы, шла своим чередом: ходили автобусы, в магазинах была еда, каждое утро школьники шли в школу… Однако это была иллюзия мира – и в такой же иллюзии жили поколения после Потопа, когда происходило их нравственное падение. Нам с вами трудно представить масштаб ужаса Потопа так, как видел это Ноах – ему не нужно было использовать свое воображение, он все пережил сам! В наше время, при всех случающихся катаклизмах и трагедиях, ничего подобного не происходило. Даже если мы вспомним Катастрофу европейского еврейства, когда выжили буквально единицы! Так, в Литве и Латвии в живых осталось только около 5% евреев, чуть больше – в Польше. Во все тяжелые времена еврейской истории наш народ истребляли практически под корень – также и во времена разрушения Храма, и еще во многих трагических эпизодах нашей истории… После Катастрофы выжило не так много людей, но и из этого небольшого числа вскоре после окончания Катастрофы евреи умирали тысячами: пока их истребляли фашисты, им было за что бороться и во имя чего выживать. Сейчас же, когда все ужасы остались позади – многим показалось, что не осталось ничего, ради чего стоило бы жить. И от этой тяжелейшей депрессии люди просто умирали… Рав Хизкияу Мишковский, зять рава Ицхака Блазера, которому в последний момент перед Катастрофой удалось выехать из Европы, все годы войны пытался как-то помочь оставшимся там братьям-евреям. Сразу после войны он поехал в Европу, чтобы помочь, чем только возможно, тем немногим, которые выжили в Катастрофе. В какой-то момент он понял, что больше просто не может там находиться – тяжесть увиденного была такой сильной, что он вынужден был вернуться обратно и вскоре после этого умер.

Ноах видел все это, и намного больше, но несмотря на это, он остался цадик тамим, полным праведником. Без помощи воображения мы даже не можем себе представить, что это такое!

В книге «Леках Тов» есть интересное замечание. Еще Агро (Виленский Гаон), объясняя стих из книги Мишлей, пишет о том, что не в природе человека стоять на месте: мы можем либо прилагать усилия к тому, чтобы двигаться вперед и вверх, либо мы неизменно будем опускаться. Стоять на месте и ничего не делать равносильно падению. В книге «Леках Тов» поясняется, что сказанное верно для благоприятной обстановки – когда никто извне не мешает заниматься нашим делом и царит относительное спокойствие. Если же человек помещен в период катастроф, катаклизмов, находится во враждебной обстановке, то даже если он борется всеми силами за то, чтобы продвигаться вперед, сил этой борьбы с трудом хватает лишь на то, чтобы оставаться на месте и не скатываться вниз, и в этом его огромное достоинство и на самом деле истинный подъем.

Что такое испытания и помехи в нашей с вами жизни? Как пример можно привести ешиву. Представьте себе молодого человека, полного талантов и достоинств, который попадает в хорошую ешиву. За те несколько лет, что он там проведет, как в теплице, в нем взрастят чудесные душевные качества, любовь и умение учиться, духовно он необычайно вырастет и в изучении Торы достигнет очень высокого уровня. После ешивы молодой человек женится, и здесь кроется начало его испытаний. Бывают разные ситуации, но если взять идеальный случай – в такой молодой семье не будет проблем с парнасой (заработком) и со здоровьем, и, казалось бы, никаких помех учебе быть не должно. Однако помехи неизбежны – хотя это и условные «помехи», и на самом деле их можно назвать «жизнь»: в Гемаре встречается термин цаар гидуль баним, буквально – «страдания (горечь), связанные с воспитанием (букв. – выращиванием) детей».

Некоторые молодые родители склонны переоценивать свои испытания. Так, один молодой аврех пожаловался своему раву, что у него случился настоящий цаар гидуль баним, горечь от выращивания детей – у малыша режутся зубки, и ему с женой пришлось поочередно вставать к нему ночью, и в результате ему не удалось как следует выспаться. На что рав ответил ему: это вовсе не «горечь от выращивания детей», это просто гидуль баним, так и растят детей! Не дай Б-г, неизлечимые болезни, неисправимые трудности в учебе, отход детей от правильного пути – все это «горечь»,цаар, а режущиеся зубки и недосыпание ночами – это нормальный ход жизни. С течением времени тот самый юноша, вчерашний бахур в ешиве, а сегодня – аврех и молодой отец, поймет, что это и есть жизнь, однако сейчас он находится в состоянии цветка, который вынули из теплицы и поместили в открытый грунт.

Один из выпускников ешивы Тифрах пожаловался мне, что после ешивы он никак не может найти себе места – когда же он сможет учиться так, как он учился в ешиве? Я честно ответил ему, что никогда – ведь и ребенок, находившийся в утробе матери, после рождения не сможет вернуться обратно! Что же касается истинного роста, то он, на первый взгляд, незаметен, но если задуматься и подключить воображение, то можно поразиться его результатам. Так, если аврех спал всего 2,5 часа ночью, потому что у ребенка была температура, а после этого он смог на следующий день проучиться все три седера, как будто ничего не произошло, – это большое достижение. Если, несмотря на то, что ему надо помогать жене, забирать детей из садика, договариваться о субсидиях и о множестве других вещей, он находит время учиться, как всегда, – вот тут и начинается настоящий духовный рост! Казалось бы, он учится не больше, чем в ешиве (даже на час-два меньше) – и в каком-то смысле качественно хуже, потому что нет столько времени и не так свободна голова – не получается так сильно сконцентрироваться на учебе, и не так много возможностей посмотреть все те книги, которые он хотел бы посмотреть. Однако именно через борьбу с помехами и ощущается его истинный рост!

Я удостоился быть немного знакомым с одним из величайших людей нашего времени, главой ешивы Мир, равом Носоном Цви Финкелем. В каждом человеке подобного высочайшего уровня мы стремимся «разгадать секрет», понять для себя и научиться тому, что помогло этим людям стать по-настоящему великими. В случае с равом Финкелем можно с большой долей правды сказать, что ему помогла по-настоящему вырасти именно его болезнь. Около 30 лет он страдал от болезни Паркинсона! Его жизнь превратилась в поле битвы с болезнью – остаться на прежнем уровне, не сдаться, учить Тору и преподавать сотням и тысячам учеников, быть главой ешивы и исполнять все необходимые обязанности, участвовать в общественных мероприятиях… В том числе, он ставил хупу одной из наших дочерей – казалось бы, ничего особенного для такого большого раввина, если бы не один момент: по законам природы, раву Финкелю полагалось бы лежать в постели и сетовать на свою практически полную беспомощность! Ежедневная и ежечасная борьба с болезнью подняла его на такую высоту, которую нам с вами трудно даже представить!

Оставим великих людей и обратимся каждый внутрь себя. Каждый из нас испытывал и испытывает периоды особого душевного подъема – в учебе, в работе над собой. В месяцах Элуль и Тишрей, когда мы успеваем так много в себе исправить, мы похожи на ребенка, который только начинает ходить: Всевышний поддерживает нас под руки, давая особые душевные силы, заряжая жаждой служения Ему на весь год и на всю жизнь. Мы должны использовать это для того, чтобы наши «ноги» окрепли и мы смогли дальше двигаться самостоятельно. В какой-то момент мы вынуждены двигаться по жизни сами, конечно с помощью Свыше, но уже не такой явной. Появляются «помехи», которые на самом деле являются нормальным течением жизни, тогда как помощь Свыше была чудом (хоть иногда мы склонны считать совсем наоборот). Кажется, что когда Всевышний ведет нас, осыпает подарками и дает нам без всяких усилий то, что мы должны были бы «зарабатывать в поте лица» – тогда у нас алия, тогда мы духовно растем. Когда же нам надо «ходить» самостоятельно, когда надо работать – над Торой, над собой, над отношениями с близкими – тогда мы опускаемся. Вовсе нет, и как раз наоборот! У меня самого был в жизни период роста в состоянии душевной эйфории – получалось многое и с легкостью, а потом вдруг все стало трудно, по моим ощущениям, мой рост затормозился и практически прекратился… Но и тут Всевышний не оставил меня и послал мне помощь – книгу рава Элияу Деслера «Михтав ми-Элияу». В этой книге я нашел описание как раз своего случая. Там было написано, в частности, что когда человек делает тшуву, Всевышний посылает ему огромную помощь с тем, чтобы он сумел проснуться и вернуться к Торе. Однако дальше Всевышний ожидает от нас активных самостоятельных действий, без постоянных «костылей» и «подпорок» Свыше. Мы, привыкшие к тому, что нас несут над всеми житейскими проблемами на крыльях, вдруг понимаем, что чудесные крылья перестали нас нести! Не стоит отчаиваться от того, что надо идти самому – напротив, надо идти и укреплять себя изо дня в день!

Ноах был цельным праведником от начала и до конца, все свои годы. Он видел зло своего поколения, однако он укрепил себя настолько, чтобы не попадать под влияние этого зла, противопоставить себя ему. Он видел, что все его усилия, направленные на то, чтобы его поколение сделало тшуву, – все его действия, которые он делал много лет по воле Всевышнего – буквально канули в Потоп. Однако со стороны Ноаха, его веры и служения, ничего не изменилось к худшему. Затем он был вознагражден большим потомством, но и оно со временем понизилось духовно, практически все объединились под руководством Нимрода. Ноах видит, что Потоп ничего не изменил и человечество упорно склоняется к греху, – и вновь мы находим, что Ноах – «цельный праведник во всех поколениях», а жизнь его – почти тысяча лет духовного роста.

Подготовила А. Швальб 


http://www.beerot.ru/?p=6254