Раб рабов — Из комментариев Рамбана к недельной главе Ноах

Дата: | Автор материала: Рамбан

5019

Недельная глава Ноах

«И очнулся Ноах от своего опьянения, и узнал, что ему сделал его меньший сын. И сказал: Проклят Кнаан, рабом рабов он будет у своих братьев! И сказал: Благословен Г-сподь, Б-г Шема, а Кнаан будет им рабом!» (Берешит, 9:24-26).

Мне представляется верным, что «меньшим сыном» Ноаха был Хам, как я уже разъяснял в начале этой главы, а Кнаан был старшим сыном Хама. И хотя сказано: «А сыновья Хама – Куш и Мицраим, и Пут, и Кнаан» (Берешит, 10:6) – об этом говорится уже после того, как Кнаан был проклят и назван «рабом рабов», и поэтому Писание перечисляет его братьев прежде него. Но когда произошло это злоключение с Ноахом, у Хама не было иного потомства, кроме Кнаана, и поэтому-то сказано: «И увидел Хам, отец Кнаана…» (там же, 9:22) – ведь у него просто не было других детей. И когда Хам согрешил против своего отца, тот проклял его потомство.

[Согласно объяснению, приведенному в мидраше, Ноах не мог подвергнуть проклятию самого Хама, поскольку на того уже распространялось благословение Всевышнего, ведь сказано (Берешит, 9:1): «И благословил Б-г Ноаха и его сыновей» – а проклятие не распространяется на того, кто благословлен Б-гом («Берешит Раба», 36:7; Тосафот на Санедрин, 70а; Р. Бхайе на Берешит, 9:24).]

А грех Хама заключался в том, что он увидел обнаженного отца и отнесся к нему без уважения – ведь следовало накрыть отца и прикрыть его позор, а не рассказывать об этом другим. А он рассказал о том, что увидел, двум своим братьям в присутствии других людей и насмехался над ним. И поэтому сказано: «…И рассказал двум братьям своим снаружи» (Берешит, 9:22), и Ункелос толкует: «на улице». И об этом сказано: «И узнал, что ему сделал его меньший сын» – узнал, что опозорил его перед многими, и ему было стыдно. А наши мудрецы указали на его дополнительные грехи.

[В мидраше указывается, что Хам застал отца не в его шатре, а в шатре жены – ведь написано: בתוך אהלה (бетох аала – «внутри ее шатра»; Берешит, 9:21), а не בתוך אהלו(бетох аало) – хотя слово אהלה и огласовано в стихе так, что читается «внутри своего шатра» («Берешит Раба», 36:4, «Эц Йосеф»). И все же написано именно בתוך אהלה, чтобы подчеркнуть: «злоупотребление вином приводит и к злоупотреблению близостью» (Р. Бхайе на Берешит, 9:21). А некоторые комментаторы отмечают, что Хам застал отца в момент близости («Имрей Йошар» на «Берешит Раба», 36:7).

Согласно одному из преданий, Хам кастрировал Ноаха, не желая, чтобы у него родились новые дети и уменьшилась его доля при будущем разделе мира («Таргум Йонатан», Берешит, 9:24; Санедрин, 70а; «Берешит Раба», 36:5, «Матнот Кеуна»). А согласно другому преданию, Хам вступил с ним в близость (Санедрин, 70а; Раши на Берешит, 9:22). Ведь если бы Хам просто «увидел …наготу своего отца», праведный Ноах безусловно не стал бы проклинать свое потомство («Хидушей Гаоним» на «Эйн Яаков», Санедрин, 70а).]

И мне представляется, что сначала Ноах проклял Кнаана, чтобы тот стал «рабом рабов» у всего человечества – чтобы каждый, кто захочет, порабощал его. И слова «у своих братьев» подразумевают «у всех сынов человеческих». А возможно, имеется в виду, что именно «у своих братьев» – у Шема и Яфета, так как братья отца тоже называются «братьями», подобно сказанному: «И Аврам услышал, что пленен его брат…» (там же,14:14).

…И сначала Ноах благословил Б-га Шема, так как Шем будет служить Б-гу, а Кнаан будет служить Шему. А слово למו (им) намекает на многочисленное потомство Шема. …И вот, дважды упомянуто, что Кнаан будет рабом Шема, чтобы намекнуть, что Шем унаследует его землю и все, что у него есть, так как «все, что приобрел раб, приобретает его хозяин». И это сказано, чтобы известить: Кнаан за свой грех навечно будет рабом – и Авраам удостоится получить его землю.

[Грех Кнаана заключался в том, что он первым увидел Ноаха и рассказал об этом своему отцу – Хаму («Берешит Раба», 36:7; Раши на Берешит, 9:22). Поэтому-то в стихе и сказано: «И увидел Хам, отец Кнаана, наготу своего отца…» (Берешит, 9:22) – чтобы намекнуть, что Кнаан был замешан в грехе, ведь если бы у него не было доли в грехе, Ноах его не проклял бы («Эц Йосеф» на «Берешит Раба», 36:7).]


http://www.beerot.ru/?p=28842