Толдот — Благословения Ицхака — Чем руководствовался наш праотец?

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

3255

Недельная глава Толдот

Наиболее тяжелый и болезненный вопрос, который возникает в нашей недельной главе: почему наш праотец Ицхак хотел дать благословения Эсаву, а не Яакову?

Сделаем небольшое вступление, прежде чем разобрать эту тему подробно.

  1. Некоторые люди относятся к вопросам и непонятным местам в Торе как к проблемам, от которых нужно немедленно избавиться и ответить что-нибудь (неважно, верно или нет). Главное – снять с себя груз вопроса. Но, будь они мудры, поняли бы, что каждый вопрос и каждая проблема – большой подарок. Ведь, возможно, первое понимание темы, которую затрагивает вопрос (это может относиться как к отрывку из Торы, так и к темам Мишны, Гемары либо мусара), ошибочно, а вопрос (или вопросы) поможет им открыть новые понимания темы.
  2. В третьей главе раздела «Хешбон а-Нефеш» книги «Ховот а-Левавот» рабейну Бахае ибн Пкуда пишет следующее:

«Двадцать четвертая [разновидность отчета перед собой]. В отношении всего выученного и усвоенного им о Б-ге и Его Торе, о словах мудрецов прежних поколений, об их загадочных [мидрашах], обо всем связанном с молитвой, – всего, что он познавал в юности, в дни роста своего и начинала учебы. Ведь восприятие тонких вещей у человека со слабым разумением не такое, как у умудренного, и по мере укрепления разума понимание этих вещей становится более ясным.

Потому не успокаивайся и не останавливайся на том, что запечатлелось в твоем сердце в начале учебы в тех областях, где есть сомнения или необходимы глубокие размышления. В тот час, когда твой разум и понимание окрепли, тебе следует начать читать книги Б-жественной Торы и пророков так, как читает их человек, никогда их не изучавший. Приучай себя комментировать, объяснять их, всматриваться в их слова, их язык и их содержание. [Размышляй] о том, что можно понять и принять согласно простому смыслу, и чего нельзя; об открытом и скрытом в них; о том, каким местам в книге есть подобные в других местах Писания, и каким – нет.»

  1. Когда мы были детьми, нас учили, что Ицхак хотел дать благословения Эсаву, поскольку Эсав обманывал его, притворяясь праведником: он спрашивал отца, как отделять маасер от сена. И именно так объясняет Раши слова «и Ицхак любил Эсава, потому что дичь его была ему по вкусу (ки цаид бе-фив)» (Берешит, 25:28), что Эсав обманывал т.е. «ловил» отца своими устами. Но когда, следуя словам рабейну Бахае, мы стараемся изучать Пятикнижие с самого начала, возникает много вопросов в отношении изученного в юности.

Во-первых, разве у Ицхака не было духа Святого постижения (руах а-кодеш)? Ведь еще четыреста и даже двести лет назад было известно, что праведники обладают таким духом, и они могли видеть вещи заранее… Разве наш праотец Ицхак уступал этим праведникам?! Более того: известно, что наш праотец Ицхак был пророком, а этот уровень гораздо более высок, чем уровень обладания духом Святого постижения.

Во-вторых, предположим, Ицхак действительно считал Эсава праведником. Но ведь в отношении Яакова никто не сомневался, что он является праведником! Почему же Ицхак хотел отдать Эсаву все? Мы знаем это, поскольку, когда Эсав попросил отца, чтобы он благословил и его, Ицхак ответил ему: «Ведь я поставил его владыкою…» (Берешит, 27:37), то есть больше ничего не осталось. Такое решение Ицхака нельзя обосновать тем, что Эсав – первенец. Ведь первенец получает лишь в два раза больше, чем другие, а не все!

Я бы хотел представить вам объяснение, которое я услышал от своего отца, большого мудреца Торы, да продлятся его годы. Частично это объяснение основано на комментарии Нецива из Воложина.

Объяснение заключается в том, что, конечно же, Ицхак знал, кем является Эсав… Но он считал, что, поскольку Эсав – «человек поля» (Берешит, 25:27), следует благословить его полноценным благословением этого мира, чтобы он мог снабжать всем необходимым своего брата Яакова, трудящегося над Торой и служением. Можно также добавить, что, возможно, по мнению Ицхака, не следовало благословлять Яакова благословением этого мира. Ведь в таком случае непонятно, когда он будет заниматься Торой. Вспомним подход раби Шимона бар Йохая: если человек пашет во время пашни, сеет во время сева и жнет во время жатвы, то когда же он будет заниматься Торой? Данная трактовка позволяет объяснить все, потому что, если мы внимательно рассмотрим благословение «Да даст тебе…» (Берешит, 27:28-29), которым Ицхак благословил Яакова, мы увидим, что оно говорит лишь о том, что относится к этому миру. Поэтому, по замыслу Ицхака, данное благословение должно было достаться не Яакову, а Эсаву, а успех Эсава благотворно повлиял бы и на благосостояние Яакова.

Интересно, что сам Яаков благословил таким духовно-материальным партнерством своих двух сыновей – Иссахара и Звулуна.

Однако Ривка воспротивилась этому, поскольку знала, что Эсав не станет служить Яакову и просто заберет все богатства себе. Можно также добавить, что Ривка знала и то, что среди потомства Яакова будут и более подходящие к делам этого мира люди, которые воспользуются этими благами ради поддержки Торы и добрых дел.

Согласно этому объяснению, становится ясно, почему в конце нашей недельной главы Ицхак дает Яакову еще одно благословение (Берешит, 28:3-4): «И Г-сподь, Б-г да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов. И да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю пребывания твоего, которую Г-сподь дал Аврааму!» Это благословение Ицхак изначально предназначил только Яакову – ведь оно говорит о духовной стороне жизни, в том числе и о наследовании земли Израиля, что никак не может относиться к Эсаву.

Подготовил рав Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=21615