Ахарей Мот — Кдошим — Трудные заповеди

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

2070
мстительность

Недельная глава Кдошим

«Не мсти и не храни зла (в сердце) на сынов своего народа, и люби своего ближнего, как самого себя; Я – Б-г» (Ваикра, 19:18).

«Не мсти» означает, что если кто-то причинил человеку зло или огорчил его, нельзя отвечать ему злом на зло. А «не храни зла» означает, что ему не следует даже помнить в сердце то зло, которое ему причинили. «Люби ближнего, как самого себя» означает, что по отношению к тому человеку, который причинил тебе зло и обидел тебя, ты должен не только не мстить и вырвать из сердца любую память об обиде, ты обязан еще и любить его от всей души, как самого себя.

Эти заповеди кажутся очень логичными, когда мы рассуждаем о них теоретически, однако, когда дело доходит до практики, когда мы сталкиваемся с испытаниями, нужно быть практически ангелом, чтобы выполнить эти заповеди. Вот как сказано об этом в книге «Путь праведных» (гл.11): «Также ненависть и мстительность – качества, которых трудно избежать недалекому человеческому сердцу, ведь человек очень чувствителен к оскорблениям и сильно от них страдает. А месть для него слаще меда, ибо лишь она умиротворяет его. Поэтому, если он окажется в силах оставить то, к чему вынуждает его природа, преодолеет свои качества и не возненавидит того, кто пробуждает в нем ненависть, не отомстит ему, когда представится возможность, и не припомнит ему (зла), а забудет и изгонит (обиду) из сердца, как будто ее никогда не было, — он очень силен и крепок. Легко это только ангелам-служителям, у которых нет дурных (природных) качеств, а не созданным из праха обитателям материального мира…

Мстительность и злопамятство – хорошо известные качества.

Мстительность – это отказ в услуге тому, кто отказал тебе в чем-то или причинил зло. Злопамятство проявляется тогда, когда человек, оказывая услугу тому, кто ранее причинил ему зло, напоминает ему о том зле. Дурное начало воспламеняет сердце человека и всегда требует оставить какой-то след или память о зле; оно подстрекает человека – если не может оставить много – постарайся сохранить хотя бы чуть-чуть (памяти о причиненном зле)… Поэтому Тора соединила все в одно правило: ”Люби ближнего своего, как самого себя”. “Как самого себя” – без всяких отличий, безраздельно, без хитростей и задних мыслей. “Как самого себя” – буквально!»

Однако Тора подчеркивает «люби ближнего своего, как самого себя» – ближнего своего, то есть того, кто ближе всего к тебе, например, члены семьи и близкие друзья, а в основном говорится о муже или жене.

Ведь намного тяжелее выполнять эти заповеди именно по отношению к самым близким, поскольку обиды, которые они наносят, пусть даже самые тонкие, очень болезненны, как тонкие иголки, вонзающиеся в тело. И желание отомстить, хотя бы самой крошечной местью – очень велико. Здесь Тора подчеркивает и говорит нам, что следует помнить: есть душа внутри нас, и ее корни – в самых высших мирах, так что мы действительно в силах превратиться в возвышенных ангелов и простить, и даже не помнить то зло и обиды, которые причинили нам. Поэтому Тора и заканчивает: «Я – Б-г» – именно Я, Всевышний – Тот, Кто дает силы выстоять в этом испытании желающему этого.

 


http://www.beerot.ru/?p=41450