Беар — Избегайте испытаний!

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

3265

Недельная глава Беар

В недельной главе Беар обсуждаются не только законы шмиты (субботнего года), но также и Йовель (пятидесятый год). Законы Йовеля неприменимы к нам – они действуют лишь тогда, когда «все жители находятся на своей земле». С Б‑жьей помощью, наступит полное Избавление, будет отстроен Храм, и в ближайшем будущем мы вновь станем соблюдать законы Йовеля, которым нас учит Тора.

В чем же конкретно выражаются правила Йовеля? Когда наш народ пришел в Землю Израиля, каждое колено и каждая семья внутри колена получили свой надел – часть земли в личное пользование и наследие. Надел определялся во владение конкретному человеку и его потомкам в вечное пользование. Соответственно, если приходилось «продавать» землю, это не было настоящей продажей, а скорее долгосрочной арендой на то время, которое оставалось до наступления очередного Йовеля. С наступлением пятидесятого года каждый еврей – или его наследники, если продавшего землю нет в живых – получает обратно свой семейный надел.

На самом деле, приведенный стих имеет два возможных прочтения. Перевод может означать простое изложение фактов, рассказ о том, что с системой пятидесятых годов земельный надел никогда не будет полностью отчужден от изначальных владельцев. Однако более распространено толкование, в соответствии с которым Йовель представляет собой запретительную заповедь (лав).  Известна дискуссия между Раши и Рамбаном относительно определения того, к кому именно относится этот запрет.

Раши объясняет, что это запрет обращен к покупателю поля. Он должен непременно вернуть поле владельцу по наступлению Йовеля и не имеет права удерживать его в своей собственности. Рамбан спорит и приводит аргумент, по которому запрет касается обоих – и продавца и покупателя.

Согласно Рамбану, человек, который продает землю и обещает покупателю, что, несмотря на Йовель, эта сделка «вечная», нарушает запрет Торы. Даже несмотря на то, что суд в любом случае принудительно вернет землю владельцу в пятидесятый год, продавец изначально находится в позиции нарушителя, утверждая, что сделка неоспорима и заключена навсегда.

Рамбан дает интересное объяснение этому запрету. Стоит его разъяснить. Каждый, кому пришлось когда-либо продавать свой дом, в котором он жил долгое время, знает, насколько это тяжело. Дом имеет ценность для владельца, и часто – не только материальную. С домом связаны многочисленные воспоминания, и владелец очень к нему привязан. Когда человек продает свой дом, скажем, на пятый год цикла Йовеля, это означает, что покупатель будет жить там 45 лет. Он, возможно, успеет за это время жениться, создать семью, родить детей и даже стать дедушкой. Люди любят свой новый дом и привязываются к нему. После 45 лет довольно сложно просто уйти и сказать: «это же твой дом, а не мой». Именно поэтому Тора старается облегчить, насколько это возможно, необходимость покупателя оставить землю в надлежащее время.

Как же это происходит на практике? Продавец должен сразу же напомнить покупателю о том, что земля, на которую он переезжает, не его собственность. Продавец не может сказать, что сделка заключается навсегда. Напротив, он должен изначально напомнить покупателю о том, что истинная суть сделки – не вечная продажа, а подобна передаче в долгосрочную аренду.

Психологически людям сложнее привязаться к собственности, которую они всего лишь арендуют. В самом деле, люди не привязываются к номеру в гостинице. Тора старается сделать испытание соблюдения пятидесятого года как можно  менее болезненным. Именно поэтому Тора запрещает продавцу даже делать вид, что сделка – полноценная, ведь тем самым покупатель сильно привяжется к своей «арендованной» земле, и ему будет особенно тяжело возвращать ее историческому владельцу с наступлением Йовеля.

В комментарии к недельной главе Ваеце рав Симха Зисл из Кельма говорит, что то, о чем мы писали выше – один из важнейших принципов Торы, изложенный равом Исраэлем Салантером. Жизнь полна испытаний. Часто заповеди очень трудно исполнить, а греха трудно избежать. Именно поэтому человек должен постараться сделать соблюдение заповедей как можно более доступным для себя. Он не должен пытаться сражаться с дурным началом «один на один», но должен по возможности избегать искушения и не попадать в такие ситуации, когда будет невозможно или трудно соблюдать заповеди.

Например, человек, который сидит на диете, должен стараться обходить пекарни и не обманывать себя тем, что запах свежей выпечки не нарушит его диеты. Точно так же человек не должен полагаться на то, что ему удастся побороть свое дурное начало в обстоятельствах, когда он подвергнется искушению нарушить закон Торы. Человек должен всегда искать для себя занятия, которые не приводили бы его напрямую к искушениям, вместо того, чтобы испытывать йецер а-ра и в результате проигрывать ему.

Наши мудрецы показывают правдивость высказанного выше утверждения, приводя историю про нашего праотца Яакова, который должен был покинуть своего тестя, Лавана.

Как известно, Яаков пробыл у Лавана 20 лет. В одну из ночей Всевышний явился Яакову и сообщил ему: Яаков, время уходить. Собери свои мешки, возьми детей, все вы должны покинуть это место. Наутро Яаков пошел к своим женам сообщить о ближайших планах.

Теперь представьте, что к кому-либо из вас ночью является Всевышний при схожих обстоятельствах, как бы вы отреагировали? Что бы сказали супруге на следующее утро? «Дорогая, нам надо уезжать. Не задавай никаких вопросов, не важно, почему нам надо уехать. Б-г повелел нам, так что собирайся».

Однако так ли поступил Яаков? Как ни странно, он начал издалека, говоря: «Нам было очень плохо здесь. Ваш отец обманывал меня постоянно». Яаков произнес длинную речь о том, почему это место было плохим, рассказал обо всех трудностях и объяснил, почему им всем не стоит здесь больше находиться. И лишь после такого рассказа, как бы между прочим, он добавляет: «И вот еще что: Всевышний приказал мне уезжать». О чем Яаков говорит, да и какие тут могут быть рассуждения, когда Сам Б-г велел ему покинуть Лавана?!

Ответ в том, что Яаков прекрасно понимал, как трудно дочери покинуть родительский дом. Это испытание, и испытание непростое. Секрет успеха в любых испытаниях – это свести само испытание к минимуму.

Яаков верно начал с того, что психологически подготовил жен к решению покинуть дом их отца. Они были согласны с его решением эмоционально, и тогда он добавил решающий аргумент – тот факт, что такой судьбы желает для них Всевышний.

Именно идея свести к минимуму тяжелое испытание лежит в основе объяснения Рамбаном закона о Йовеле. Когда продавец передает землю покупателю, Тора устанавливает прямой запрет: земля не должна быть продана в вечную собственность. Тора подводит продавца к тому, чтобы он еще раз прояснил ситуацию – для себя и для покупателя. Этим он как бы заявляет: это – не настоящая продажа. Не позволяй зародить в себе ложную надежду, не дай ввести себя в заблуждение. Если изначально условия сделки ясно показывают, что это – подобно долгосрочной аренде, то, когда придёт время уходить с земли, покупатель будет отдавать всего лишь место, где ему посчастливилось прожить долгое время, но которым он никогда по-настоящему не владел.

Посмотрим правде в глаза: заповеди не так просто исполнять даже без того, чтобы обременять себя дополнительными испытаниями. Давайте же постараемся как можно лучше соблюдать заповеди и как можно меньше подвергать себя опасным испытаниям!


http://www.beerot.ru/?p=14198