Беар — О запрете обижать словами

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

4418
обижать словами

Недельная глава Беар

В недельной главе Беар сказано (Ваикра, 25:17): «И не обижайте один другого; бойся же Б-га твоего; ибо Я – Г-сподь, Б-г ваш».

В этой статье мы рассмотрим одну из запрещающих заповедей Торы, соблюдение которой требует внимания и сил. Речь идет о запрете причинять другому человеку страдания словами, которые обижают либо задевают его.

В своем своде законов Рамбам пишет («Илхот Мехира», 14):

«Закон 12. Подобно обману при купле-продаже, существует также обида словами (и то, и другое Тора называет словом онаа – прим. перев.), как сказано (Ваикра, 25:17): “И не обижайте один другого; бойся же Б-га твоего; ибо Я – Г-сподь, Б-г ваш”, – речь идет об обиде словами.

Закон 13. Каким образом? Если человек раскаялся в своих грехах, пусть не скажет ему другой: “Вспомни о своих прежних делах”. А если он потомок геров – не скажет ему: “Вспомни поступки твоих отцов”. Если гер пришел учить Тору – нельзя говорить ему: “Рот, который ел падаль и трефу, будет учить Тору, данную нам Всесильным?” Если человек страдает от болезней и невзгод или хоронит своих сыновей – нельзя говорить ему так, как сказали Иову его друзья (Иов, 4:6-7): “Ведь страх [Б-жий] – надежда твоя… Вспомни же, кто тот невинный, что погиб…?”

Закон 14. Если погонщики ослов хотят купить урожай, нельзя сказать им: “Идите к такому-то”, зная, что тот никогда не продавал урожай. Если был задан вопрос, касающийся некоей науки, нельзя сказать тому, кто не знает эту науку: “Что ты на это ответишь?” или “Что ты об этом думаешь?”. Таков же закон и в отношении всех подобных случаев.

Закон 15. Каждый, кто обижает гера – как в имущественных отношениях, так и словами – нарушает три запрещающих заповеди, как сказано: “А гера не обижай” – это обида словами, “…и не притесняй” – это обман в имущественных отношениях. Таким образом, ты выучил, что всякий обижающий гера нарушает три запрета: “Не обижайте один друг другого”, “Не обманывайте друг друга” и “А гера не обижайте”.

Закон 18. Обида словами более значима, чем обман в имущественных делах, поскольку это [нанесенный материальный ущерб] можно вернуть, а это [обиду] нельзя вернуть, и поскольку это касается его имущества, а это – его самого. И вот об обиде словами он говорит: “Бойся же Б-га твоего”, поскольку эта вещь известна лишь сердцу. Таким образом, ты выучил, что о всякой вещи, известной лишь сердцу, сказано: “Бойся же Б-га твоего”. А всякий, кто кричит из-за обиды, нанесенной словами, сразу же получает ответ, как сказано: “…ибо Я – Г-сподь”.»

Поговорим о различных аспектах этой заповеди.

Слова Рамбама, приведенные выше, говорят о случае, когда один человек наносит другому обиду прямым и неприятным образом. В этом случае каждый может понять, что наносящий обиду ведет себя неправильно (в результате чего в обществе отчитают обидчика).

Однако непонятно, почему это считается известным лишь сердцу, если всем ясно, что он обидел его? Ответ в том, что есть люди, уподобившиеся в своей хитрости лисе: они как будто хотят поддержать ближнего, но внутри похвалы они прячут яд. Например, они говорят ему: «Как же здорово, что ты так сильно поднялся в изучении Торы (или в чем-то еще)! Кто бы мог подумать, что с такого дна… ты сможешь так высоко подняться!» И это то, о чем пишет Рамбам в «Сефер а-Мицвот» (Запреты, 251): «251-я заповедь – запрет обижать друг друга речами, причиняя ближнему боль и унижая его так, что он не знает, куда спрятаться от стыда. Например, запрещено напоминать человеку о проступках, совершенных им в юности, если он затем раскаялся в них. Не следует говорить: “Благодари Б-га за то, что Он вывел тебя от таких-то и таких-то дел на добрый путь”, и вообще произносить подобные речи, бередящие душевные раны. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И не обижайте один другого; бойся же Б-га твоего” (Ваикра 25:17). И объяснено (Бава Мециа, 58б): “Это запрет обижать речами”».

В книгах написано, что раву разрешено позорить своих учеников, когда он чувствует, что они ленятся. Например («Менорат а-Маор», глава 5 – «Талмуд Тора», страница 361): «Но если чувствовал рав, что они небрежно относятся к своей учебе и поэтому не поняли, следует гневаться на них и позорить их словами, чтобы они устремили свое сердце и направили свой разум, чтобы учиться, как следует. И поэтому наш святой учитель [Раби – раби Йеуда а-Наси], благословенна его память, сказал перед смертью своему сыну рабану Гамлиэлю: “Бросай горечь в учеников” [то есть обращайся к ним «горькими», неприятными для них словами]».

И кажется, что это исключение относится к случаю, когда рав позорит всех вместе, но стыдить одного в присутствии его товарищей – подобно кровопролитию, и на это нет никакого разрешения!

В нашем же поколении чувствительных и уязвимых людей не стоит пользоваться этим разрешением даже в отношении всех учеников.

Задают вопрос: почему Тора использует одно и то же слово (тону – обижайте) как в отношении запрета обижать словами, так и говоря о запрете обмана в имущественных делах? И отвечают, что всякое мошенничество включает в себя и нанесение обиды словами, ведь после того, как нарушителю удалось обмануть свою жертву и продать ей некачественный товар или продать ей товар по сильно завышенной цене, жертва чувствует себя одураченной и глупой (а иногда и ее семья не жалеет слов критики в адрес ее «мудрости»).

Да удостоимся мы всегда чувствовать наших собеседников (т. е. ощущать, что их может обидеть) и радовать их словами!

Подготовил рав Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=25623