Ахарей мот-Кедошим — Будьте святы!

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

2830

Недельные главы Ахарей мот-Кдошим

Сразу после повеления «быть святыми» Всевышний сообщает нам о необходимости уважать родителей, соблюдать Шаббат, избегать идолопоклонства – и множество других практических заповедей. Своеобразным подведением итогов перечисленного является стих (Ваикра, 20:7): «Освящайте себя, и будьте святы». Очевидно, что святость не приобретается в одно мгновение, она достигается постоянной учебой и соблюдением заповедей.

Достичь святости не так просто. Мораль, духовность приходят лишь тогда, когда мы отдаляемся от запрещенного, какими бы сильными ни были уговоры дурного начала. Всегда найдутся те, кто решит не прилагать особых сил для учебы и исправления себя, и даже те, кто научно докажет, что время и силы не стоят результата и будут потрачены впустую.

Память и эрудиция услужливо подскажет таким людям множество примеров из жизни, когда те, кто много учился и исполнял заповеди, в конце концов сошел с прямого пути и стал злодеем. Обобщая примеры, они попытаются убедить нас в том, что учеба сама по себе не имеет смысла. Приложенные силы и ограничение себя в удовольствиях не гарантируют счастливое будущее, а, значит, жизнь стоит потратить на другие, более приятные вещи.

Что мы можем возразить на это? Приведем пример. Гарантирует ли то, что человек будет играть в футбол каждый день в течение многих лет, что он станет вторым Пеле или достигнет такого же уровня мастерства? Скорее всего, в большинстве случаев это будет не так. Но как же глупо утверждать, что для того, чтобы стать первоклассным футболистом, достаточно только таланта, а тренировки уже ни к чему.

Не каждый физик становится Эйнштейном, и не каждый студент мединститута делает карьеру блестящего хирурга. Однако при этом такая возможность существует, и после многих лет напряженной учебы и работы возможность вполне может реализоваться!

Если, предположим, человек, изучающий законы чистоты речи ежедневно, был замечен в сплетнях, – значит ли это, что изучать законы чистой речи бесполезно? Утверждать подобное – это заявлять, что моральный облик человека является особенным, оторванным от реальности качеством, и никак не соприкасается с другими областями жизнедеятельности.

Тора говорит нам как раз противоположное: не важно, что говорят другие, мы должны учиться и воплощать изученное в жизнь для того, чтобы расти: «освящайте себя, и будьте святыми». По Торе, это – наша обязанность.

Следующая история показывает, кем может стать человек – если только сделает маленький шаг по направлению к цели.

Как-то раз вечером рав Цви Элимелех Герцберг (один из основателей ультра-ортодоксальной общины выходцев из Европы, переживших Катастрофу, в Балтиморе, США) сидел на террасе своего дома и учился (это было в то время, когда его квартира и синагога еще находились в одном здании.) Пожилой человек, проходящий мимо, вдруг остановился и спросил: «Раби, почем билеты на молитву в дни Больших Праздников (Рош а-Шана и Йом Кипур)?»

Рав Герцберг ответил: «В нашей синагоге есть три типа мест. Для тех, кто может себе это позволить, есть цена, которую они могут заплатить. Тех, кто не может себе этого позволить, мы будем рады видеть бесплатно. А для тех, кто не только не может заплатить за место, но и с трудом может “сделать себе йом тов”, у кого недостаточно средств на праздничные трапезы, мы не только оставляем места, но и помогаем им, чтобы их праздник прошел на достойном уровне».

На утренней молитве в Йом Кипур тот самый пожилой человек был в этой синагоге и молился вместе с прихожанами. В перерыве между молитвами он попросил раввина синагоги разрешения обратиться к общине.

Выйдя к биме, он представился, и к немалому удивлению присутствующих, оказался хорошо известной публичной личностью. Затем он рассказал свою историю. Много лет назад он добрался до берегов Америки из Минска, будучи 14-летним мальчиком. Он сошел с корабля в канун Йом Кипур, и пошел бродить по улицам в поисках синагоги, чтобы успеть к молитве «Коль Нидрей».

Найдя синагогу, он столкнулся в дверях с охранником. Охранник спросил, есть ли у него билет, чтобы войти, и когда мальчик честно признался, что никакого билета у него нет, охранник позвал габая синагоги. Мальчик объяснил габаю свою ситуацию, однако габай ответил отказом: «Мне жаль, мальчик, но, если тебе нечем заплатить за место, ты не можешь молиться в нашей синагоге».

«С тех пор прошло пятьдесят лет и моей ноги не было на пороге синагоги. Только ваш ребе сделал так, чтобы я вернулся».

Рав Герцберг, рассказывая эту историю, представил дело так, что ничего особенного не произошло, однако это не так. Доброе слово, улыбка делают огромный переворот во Вселенной. Доброта по отношению к ближнему приносит в мир благословение Всевышнего, и даже у закоренелого грешника в душе вспыхивает огонь святости. Поэтому – «освящайте себя, и будьте святы»!


http://www.beerot.ru/?p=13881