Цав — Почему качества характера не являются частью заповедей?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3450

Недельная глава Цав

«И наденет священнослужитель мидо льняное» (Ваикра, 6:3).

Раши в комментарии на этот стих пишет, что мидо – это кутонет (рубашка). Это слово (мидо) напоминает другое ивритское слово – «мидот» (черты характера, качества). Виленский Гаон пишет, опираясь на слова Талмуда, что черты характера человека подобны одеянию для его души.

Объяснение его словам мы сможем получить, когда обратимся к словам рава Хаима Виталя в книге «Шаарей Кдуша» (2-ая часть): «Качества заложены в низменной душе человека, называемой базисной… С этой душой связаны добрые и дурные качества, и они – трон, фундамент и основа для возвышенной разумной души, зависящей от исполнения шестисот тринадцати заповедей Торы… Поэтому эти качества не являются частью заповедей, но они –  важнейшие предпосылки исполнения или неисполнения заповедей, ведь разумная душа может исполнить их с помощью органов тела только посредством базисной души, непосредственно связанной с телом».

По этой причине черты характера считаются «одеждой для души». Подобно одежде, без которой человек не может обходиться, без правильных качеств характера «разумная душа» не сможет делать хорошие дела.

Основываясь на этом, рав Хаим Виталь объясняет, почему мы находим в словах наших мудрецов настолько суровый подход к дурным качествам, часто даже более строгий, чем к заповедям. Так, к примеру, наши мудрецы приравнивают гнев к идолопоклонству, которое является самым серьезным грехом, а относительно гордыни наши мудрецы говорят (Сота 4б-5а): «Тот, кто заносчив, как будто отрицает основы веры». Пишет рав Хаим Виталь: «Именно в силу своей фундаментальности они (качества) не включены в шестьсот тринадцать заповедей, связанных с разумной душой».

С другой стороны, отмечает рав Виталь, мы находим в словах мудрецов восхваления хороших черт характера. Так, например, сказали наши мудрецы, что скромность и смирение приводят человека к Духу святости, а пророк Элияу сказал («Кала Рабати», конец пятой части): «Тора объясняется только тому, в ком нет непримиримости [кто скромен и смирен], и я открываюсь только такому человеку, в ком нет непримиримости». Также сказали мудрецы (Санедрин, 88 б): «Кто наследует будущий мир? Тот, чьи колена преклонены [то есть тот, кто не гордец]». Заключает рав Хаим Виталь: «Держи эти слова перед глазами, и ты несомненно достигнешь успеха на своем пути».

 


http://www.beerot.ru/?p=12681