Эмор — Новый дом

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

3090

Недельная глава Эмор

Большая часть нашей недельной главы рассказывает о святых днях: Шаббат, Песах, Шавуот, Рош а-Шана, Йом Кипур и Суккот. Относительно последнего сказано так (Ваикра, 23:40): «возьмите себе в первый день плод цитрусового дерева (этрог), ветви финиковой пальмы (лулав), отросток заплетенного дерева (адасим) и стебли ивы (аравот); и празднуйте перед Всевышним, вашим Б-гом, семь дней». Из этого стиха мудрецы учат, что взять лулав и этрог – это заповедь Торы только в первый день Суккот, кроме случаев, когда это происходит «перед Всевышним», то есть в Храме, где это является заповедью всех семи дней праздника. Несмотря на это, мудрецы постановили, что такое действие должно исполняться каждый день, кроме Шаббата, даже вне стен Бейт а-Микдаша.

Почему мы находим отраженным в Торе такое различие: в Храме и вне его? Рав Авраам Шапира объясняет: послание Суккота – в том, чтобы человек построил «новый дом». В отличие от Песаха, в основу которого легли внезапные значительные перемены, праздники Тишрея отражают самоотверженный поэтапный рост. Сначала наступает Рош а-Шана, затем – Йом Кипур. За ним следует Суккот, и завершает цикл праздников Симхат Тора. Суккот – праздник, в который мы действительно строим себе новые дома (суккот), указывает нам на саму возможность строить, созидать. Бейт а-Микдаш точно так же является нашим «вторым домом», где мы занимаемся духовным строительством. Именно затем, чтобы подчеркнуть важность построения евреями «новых домов» для себя, Тора дает отдельные законы для наших «обычных» домов и для Храма.

Приведенный выше отрывок из книги Ваикра о четырех видах растений, используемых в Суккот, мидраш «Ялкут Шимони» связывает со стихом из Теилим (102:19): «вновь рожденные люди будут славить Всевышнего». Мидраш говорит, что в будущем Всевышний обновит союз с еврейским народом. Каким же будет наше обязательство? Взять лулав и этрог и с помощью них прославлять Всевышнего!

Рав Шломо Клюгер объясняет на таком примере: спрашивают мудрецы, почему мы не говорим Алель в Рош а-Шана, как во все другие праздники? Ответ такой: Книги Жизни и Смерти открыты, можем ли мы петь Алель? Однако с приходом Суккота, пишет рав Клюгер, мы уже полностью уверены в том, что Всевышний не оставил нас, и обновил с нами Свой завет, и записал нас в Книгу Жизни. Теперь мы можем говорить Алель, и даже обязаны его говорить – восхвалять Всевышнего за Его милосердие.

Однако в Суккот мы и без этого должны говорить Алель, потому что это – йом тов, праздник. Как же тогда мы славим Всевышнего за Его особую милость?  Мы берем лулав и этрог и благословляем на них!


http://www.beerot.ru/?p=14007