Эмор — Нет выгоды от греха

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

2765

Недельная глава Эмор

Когда Хафец Хаим рассказывал о тяжести греха осквернения Имени Всевышнего, его глаза неизменно наполнялись слезами. Он объяснял: многие ошибочно полагают, что грех состоит в публично совершенном действии, которое оскверняет Святое Имя. На самом деле нарушение даже одной заповеди считается хилуль Ашем (осквернением Имени). Рамбам говорит: каждый, кто сознательно и без принуждения нарушает хотя бы одно повеление из Торы с намерением рассердить (Б-га), считается поносящим Его Имя (Илхот Йесодей а-Тора, 5:10).

Получается, что и тот, кто говорит, и тот, кто слушает лашон а-ра нарушают повеление не осквернять Имя Б-га, потому что от этого действия они не имеют выгоды, и нельзя сказать, что в этом они пошли за непреодолимым плотским влечением. Нельзя также сказать, что в природе человека – именно в животной природе – желать вещей, прямо противоположных воле Всевышнего, когда речь идет о грехе злословия. Этот грех уподобляется сознательному сбрасыванию с себя ига Небес, а именно греху хилуль Ашем.

В Гемаре приводится такая притча. Как-то раз все звери собрались вместе и спросили змею: все мы убиваем для того, чтобы прокормить себя и выжить, а какая польза тебе от того, что ты кусаешь и поражаешь людей и животных смертельным ядом? Ответила змея: а какую пользу грех приносит тому, кто говорит лашон а-ра?

Безусловно, об этой истории нужно задуматься каждому из нас, но особенно это важно сделать тем, кто имеет большое влияние на общину: известным людям, состоятельным меценатам, преподавателям, всем, кто находится на виду, поступки которых обсуждаются, которыми восхищаются и которые служат примером для подражания. Если такие люди говорят дурное о других, тяжесть их проступка возрастает многократно. Наихудшая ситуация – когда важный человек порочит Имя Всевышнего на глазах у многих свидетелей.

Сегодня каждый еврей является посланником Б-га. От нас ожидается, что мы будем вести себя наилучшим образом. Наша главная задача – проявить в себе частичку Б-жественного величия. В «Месилат Йешарим» об этом сказано так: человек должен быть очень внимательным во всем, что он делает, чтобы не совершить осквернение Имени Всевышнего. В любой день: на отдыхе, в офисе и когда мы просто идем по улице – окружающие смотрят на нас.

Хафец Хаим никогда не делал ничего такого, что могло бы опозорить его Повелителя – потому что он любил и боялся Б-га. Также и мы всегда должны прилагать максимум усилий для того, чтобы каждый сторонний наблюдатель, глядя на нас, мог сказать: как замечателен удел тех людей у которых есть Тора, как замечателен удел их родителей и учителей, которые учат их этой Торе, и как велик их Б-г, Который создал людей, живущих по Его Торе. Это – противоположность хилуль Ашем: поведение, которое вызывает восхищение всех народов, и которое мы называем кидуш Ашем.


http://www.beerot.ru/?p=13978