Песнь Аазину — Из комментариев Рамбана к недельной главе Аазину

Дата: | Автор материала: Рамбан

3505

Недельная глава Аазину

Вечные свидетели  

«Внемлите, небеса, и говорить буду; и услышь, земля, речи уст моих» (Дварим, 32:1)


Внемлите, небеса, и услышит земля. 
Согласно простому смыслу, верно объяснение раби Авраама (Ибн Эзры): небо и земля призываются в свидетели, потому что существуют всегда.
[Наш учитель р. И. Зильбер объяснял это так: «Есть некоторая аналогия между принципами Небесного, Высшего, суда и земного, еврейского. Б-г не наказывает человека без предварительного предостережения. Подобно этому, еврейский суд рассматривает дело в зависимости от того, было ли сделано преступнику соответствующее предупреждение перед тем, как он согрешил, и были ли тому свидетели. Пусть же небеса и земля будут свидетелями, что такое предостережение сделано. А почему Моше выбрал свидетелями именно их? Потому что свидетелем может быть только тот, кто присутствовал и при предупреждении, и при нарушении. Небо и земля присутствуют сейчас, когда произносится предостережение, и будут присутствовать всегда, то есть и в момент, когда совершится – если совершится – нарушение. Кроме того, по законам еврейского суда свидетелям предлагалось и привести приговор в исполнение – ведь у евреев не было палачей. Небо и земля будут такими исполнителями. Если евреи нарушат Тору, то небеса начнут задерживать дожди, а земля не даст урожая» («Беседы о Торе», Аазину»).]
И подобно этому сказано: «Слушайте, горы …и могучие недра земли» (Миха, 6:2). И также написано про камень Йеошуа бин Нуна: «…ибо он слышал» (Йеошуа, 24:27).

А согласно истинному объяснению (аль дерех а-эмет), подразумеваются изначальные «небо» и «земля», упомянутые в первой строке Торы, так как они вступают в союз с народом Израиля. И поэтому написано: «Внимайте, небеса, и послушайте, на каких условиях заключен этот союз, и что совершится».

 

«Нет с ним богов чужих» 

«Г-сподь водил его одного, и нет с ним богов чужих» (Дварим, 32:12). 

Г-сподь водил его одного – Всевышний пребывает с сынами Израиля, защищая народ, «обитающий обособленно»; и нет с ним – ни с Творцом, ни с народом Израиля – богов чужих. Имеется в виду, что у народа Израиля нет никакого сара (высшего ангела) или правителя из сонма ангелов, который бы водил его или участвовал бы в управлении им – кроме одного Б-га. Ведь народ Израиля является Его уделом и Его долей, как я уже писал [См. комментарии к Ваикра, 18:25-28 и к Дварим, 4:19-20. И об этом же сказано в книге Зоар: «Удел Израиля прекрасней доли всех остальных народов, ведь другие народы отданы под власть и попечение высших ангелов – сарим. А святой народ Израиля не передан Б-гом ни ангелу, ни другому властителю – но Он взял сынов Израиля в Свой удел» (Зоар, 3, 286б).].

А сборник мидрашей Сифри объясняет: «…И нет с ним богов чужих – ни у одного изсарим народов мира нет права властвовать над Израилем» [Сифри, Аазину, 315. А в книге Зоар объяснено: «И нет с ним богов чужих – имеется в виду, что народом Израиля не управляет ни ангел, ни кто-либо иной из попечителей (сарим), которые и называются «чужими богами» (Зоар, 3, 298б; см. комментарий к Шмот, 20:3, примеч. 76-77).].

Сокрытие лица 

«И сказал Он: Со­крою лик Мой от них, увижу, что будет с ними в конце. Ибо поколение перемен они, сыны, в которых нет верности» (Дварим, 32:20). 

И сказал Он Самому Себе или ангелам: «Сокрою лик Мой от них…».

Это выражение, которое употребляется в речи людей. И подобно этому написано: «Я отвращу от вас Мои глаза, и сколько бы вы ни молились, Я не услышу» (Йешая, 1:15). Имеется в виду: когда вы станете искать Меня, то не найдете. Так объясняет раби Авраам (Ибн Эзра).
Слово «сказал» подразумевает лишь Его мысль и волю, подобно тому, как написано «И сказал Б-г» (Берешит, 1:3) при сотворении мира, как я уже объяснял [См. комментарий к Берешит, 1:2, где Рамбан поясняет: «И такое преобразование явлений из потенциального состояния в реальность называется «речением»: «И сказал Б-г: Да будет свет» (Берешит, 1:3), «И сказал: «Да будет свод…» (там же, 1:6), «И сказал: «Да произрастит земля…» (там же, 1:11) и т. д.»].
И смысл выражения «лик Мой» (פָנַי – панай) я уже тоже объяснил. Соответственно, слова «Сокрою лик Мой» подразумевают удаление Его Шехины.

И вот, до этой строки Моше произносил слова этой песни от своего имени. Но начиная с этой строки, когда Моше произнес: «И сказал Он: «Сокрою лик Мой…», и далее говорится уже от имени Б-га: «Они досаждали Мне, …гневили Меня» (Дварим, 32:21), и далее вся песня.

Два изгнания 

«Они досаждали Мне не-богом, гневили Меня безрассудствами своими; А Я буду досаждать им не-народом, народом подлым гневить их буду» (Дварим, 32:21) 

Они досаждали Мне не-богом – т. е. служили тому, в чем нет божественного. Так объясняет Раши. В таком случае это намек на уже упомянутых демонов (шедим).

Но более верным было бы объяснить, что евреи служили божествам, которые не являлись истинным Б-гом [т. е. ангелам, которые называются в Торе «иными божествами»], как написано: «И много лет был народ Израиля без истинного Б-га» (Диврей а-ямим 2, 15:3) – ведь кроме Творца, нет иного Б-га и Избавителя.
Гневили Меня безрассудствами своими – а это указание на служение демонам.
А Я буду досаждать им не-народом – вавилонянами, о которых сказано: «Вот, земля вавилонян (כַּשְׂדִּים – касдим) – народа, которого прежде не было» (Йешая, 23:13). Имеется в виду народ, который прежде даже не считался самостоятельным народом [в период Первого Храма вавилоняне были подчинены Ассирии], а затем Святой, благословен Он, возвеличил его, чтобы покарать с его помощью мир, как написано: «Молот ты у Меня, орудие войны – сокрушу Я тобою народы и уничтожу тобою царства» (Ирмияу, 51:20).
Народом подлым гневить буду их – народом Эсава, совершившего подлость тем, что не хранил братский союз.

Это указание на два изгнания [ведь первый Храм разрушили вавилоняне, а второй – римляне, наследники Эсава].

В конце времен 

Эта «песня», ставшая для нас истинным и верным свидетелем, ясно говорит обо всех событиях, которые с нами произошли. Сначала упоминается добро, которое совершил для нас Святой, благословен Он, с той поры, когда Он взял нас Себе в удел. Упоминаются добрые дела, которые Он сделал для нас в пустыне. Говорится о том, как мы овладели землями могучих народов, а затем удостоились в этой стране великого блага, богатства и славы. И от изобилия благ евреи восстали против Творца, поклоняясь чужим богам. Упомянут и Его гнев, который разгорелся до такой силы, что Он послал на них и на страну мор и голод, хищных зверей и меч, а затем рассеял евреев по всем сторонам света. Как известно, все это сбылось и произошло.

А далее в песне Всевышний предрекает: «В конце времен отомщу Я врагам Моим и ненавистникам Моим воздам» – ведь наши притеснители творили нам зло из ненависти к Святому, благословен Он. Они ненавидели евреев не за то, что те порой служили идолам, как и они, но за то, что евреи отказывались следовать их путям, служа Святому, благословен Он, и выполняя Его заповеди.
За то, что евреи отказывались заключать с ними узы брака и есть их пищу.
За то, что евреи презирали их идолопоклонство и уничтожали идолов в своей стране.
Написано: «Ведь за Тебя убивают нас ежедневно, считают овцами для заклания» (Теилим, 44:23) – все эти злодейства народы мира совершали против нас из ненависти к Святому, благословен Он. А поскольку они – Его ненавистники и враги, Всевышний им «отомстит».
И ясно, что это обещание относится к будущему избавлению, ведь при возведении Второго Храма народы мира не прославляли Его народ, а наоборот насмехались над ним, говоря: «Что делают эти несчастные иудеи? Разве дадут им приносить жертвы? …Разве смогут они оживить камни из груды праха?» (Нехемья, 3:34). А вожди евреев были слугами во дворце царя Вавилона, и все были подчинены ему. В те дни не было совершено отмщение врагам евреев и не была искуплена земля народа Его.
В этой «песне» нет условий, связанных с раскаянием и служением.
[Знатоки сокровенного учения указывают, что, когда придет последний срок, конечное исправление мира «произойдет в любом случае» – независимо от того, будет ли народ Израиля заслуживать избавления или нет (см. А-Лешем, Акдамот у-шеарим 6, 9; см. также Ми-маамаким, Дварим 34, 6, стр. 248). 
Об этом же говорится в талмудическом трактате Санедрин, где переданы слова Творца: «Если евреи удостоятся [своими праведными поступками] – Я ускорю [их конечное освобождение]. А не удостоятся – оно произойдёт в назначенный срок». И там же объяснено: если в конце времен евреи не смогут совершить раскаяние по зову сердца, «Всевышний поставит над ними царя, указы которого будут тяжелыми, как указы Амана, – и тогда евреи раскаются и вернутся на добрый путь» (Санедрин, 97б-98а; см. также в конце этой книги – Рамбан, Сефер а-Геула).]
Это свидетельство о будущем: мы перенесем многие страдания и устоим в них. Всевышний будет нас сурово карать, но не истребит и не уничтожит память о нас, а затем смилуется над нами и воздаст нашим врагам Своим могучим и тяжелым мечом [а «меч» Святого, благословен Он, – это Его Мера Суда, как написано: «В огне будет Б-г судиться Своим мечом со всякой плотью, и многие будут поражены мечом Б-га» (Йешая, 66:16). И также написано: «Избавь мою душу от меча» (Теилим, 22:21).], и искупит наши грехи ради Своего Имени.
Таким образом, эта песня – ясное обещание будущего избавления, которое совершится вопреки безбожникам.
И так написано в Сифри: «Велико значение этой песни – в ней говорится о том, что происходит сейчас, о том, что происходило, и о том, что будет происходить, об этом мире и о мире грядущем». А намек на это содержится в самой Торе, ведь написано: «И пришел Моше, и произнес все слова песни этой народу» (32:44). Слово «все» (כָּל – коль) намеком указывает, что эта «песня» включает (כוללת – колелетвсё «уготованное им» (т. е. всё, что произойдет в будущем).
[Сохранилось предание о том, что у Рамбана был ученик по имени Авнер, который оставил веру отцов и стал выкрестом. Согласно его собственному признанию, его отход от веры начался с урока Рамбана по недельной главе Аазину, когда учитель сказал, что в этой главе закодировано всё, что произойдет в будущем. Авнер не поверил в это, а затем начал подвергать сомнению и другие основы Торы. В конце концов, он крестился и благодаря этому сделал стремительную карьеру, став знатным вельможей. Много лет спустя в Йом-Кипур Авнер повелел слугам привести к нему Рамбана. И когда мудрец пришел, бывший ученик зарезал перед ним свинью, сварил кусок мяса и съел. Затем он с насмешкой спросил Рамбана, сколько запретов Торы, которые караются казнью карет («отсечением души»), он при этом нарушил. Рамбан ответил: четыре таких запрета. Но Авнер стал спорить, утверждая, что нарушил не четыре таких запрета, а пять – однако вскоре был вынужден признать правоту Рамбана. Вот тогда-то он и признался, что первым толчком к его отходу от Торы стали слова учителя по поводу песни Аазину, которым он не поверил. «А я до сих пор так утверждаю. Спроси, о чем хочешь, и я тебе покажу», – сказал Рамбан. «Раз так, то и мое имя должно быть там закодировано», – предположил Авнер. Тогда Рамбан произнес перед ним строку אַפְאֵיהֶם אַשְׁבִּיתָה מֵּאֱנוֹשׁ זִכְרָם – «Заброшу их на край света, сотру у людей память о них» (Дварим, 32:26). «Третьи буквы каждого слова, – объяснил Рамбан, – составляют имя Авнер (אבנר)». На ученике не стало лица. «Есть ли лекарство от моего недуга?» – спросил он. «Всё уже сказано в этой строке», – пояснил учитель. Вскоре Авнер в одиночестве сел в парусник, без моряков и без весел, и отплыл туда, куда унес его ветер. Больше о нем ничего не слышали» (Сефер а-дорот, 4954).] 

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.

http://www.beerot.ru/?p=19010