Ваелех — Зачем приводить маленьких детей?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1660

Недельная глава Ваелех

Приведем историю из Гемары (Хагига, 3а): «История о раби Йоханане бен Брока и раби Эльазаре бен Хасма, которые пришли навестить своего учителя, раби Йеошуа, в Пекиин. Сказал он им: “Что нового вы услышали в бейт-мидраше?” Ответили они: “Мы – твои ученики, и пьем твою воду!” (т. е., учим Тору у тебя) – “И все-таки, невозможно, чтобы в бейт-мидраше не было какого-то нового толкования Торы!” Тогда они рассказали, что объяснял раби Эльазар бен Азария по поводу закона «а-Кhэль» (собери) – раз в семь лет царь собирает весь народ, и читает вслух книгу Дварим. Сказано: “Собери весь народ, мужчин, женщин и детей” (Дварим, 31:12). Если мужчины приходят учиться, а женщины – слушать, то зачем приходят дети? Чтобы дать награду тем, кто их приводит! Сказал раби Йеошуа: “У вас в руках был такой бриллиант, а вы хотели его спрятать от меня!”».

Вопрос раби Эльазара бен Азарии – просто потрясающий. В Гемаре рассказывается, что на праздники в Иерусалим приходило более 12 миллионов человек! И все они, мужчины, женщины и дети, были обязаны подняться на Храмовую гору и слушать чтение Торы из уст царя! И они всё слышали, ведь сказано: «Читай это Учение вслух всему Израилю» (Дварим. 31:11, букв. – «в уши всему Израилю») Как это получалось? В качестве ответа приведем сравнительно недавнюю историю: великий рав Йосеф Хаим, автор книги «Бен Иш Хай», преподавал по шаббатам в Багдаде, и на его уроках присутствовало около четырех тысяч человек! И все всё хорошо слышали. Когда он умер, его место занял его сын, большой знаток Торы, рав Яаков, автор книги «Цицим ве-Прахим». Все собрались, он начал говорить, – и ничего не слышно! Тогда все поняли, что из уст его отца говорила сама Шехина!

А если так, то какая разница, четыре тысячи или двенадцать миллионов…

Однако, когда эти двенадцать миллионов приводят с собой маленьких детей – только представьте себе миллионы детей и младенцев, которые ничего не понимают! Им скучно, они играют, плачут, дергают мам и пап за одежду. Просят попить, поесть, а тут кому-то нужно сменить пеленки, – в общем, шум и неразбериха! Конечно же, если здесь слышен голос Всевышнего, если это чудо, то весь шум не помеха. Но ведь дети отвлекают, мешают сосредоточиться, требуют внимания. На такой великой церемонии, которая происходит раз в семь лет, положено, чтобы царила полная тишина, чтобы слушали внимательно, чтобы муха не жужжала, птица не чирикала, как при даровании Торы. А тут – такой шум, такая суматоха!

«Если мужчины приходят учиться, женщины – слушать, то зачем приходят дети?» Они ведь только мешают! А ответ – «Чтобы дать награду тем, кто их приводит!»

Какую награду? Объяснил Саба из Кельма, что нет большей награды для родителей, чем воспитать их детей в Б-гобоязненности и любви к Торе. А такое потрясающее событие отпечатается в нежных душах и проложит путь к их воспитанию!

Его святые слова объясняются прямым текстом в самой Торе (Дварим, 31:13): «Пусть их сыны, которые еще не знают (этого), услышат, пусть и они научатся всегда бояться Г-спода, Б-га вашего». И Рамбан, и Сфорно комментируют, что речь здесь идет о маленьких детях. Так же писал и святой автор комментария «Ор а-Хаим»: «Здесь говорится о маленьких детях, даже если они и не пришли еще учиться, тем не менее, “пусть… услышат, пусть и они научатся всегда бояться Г-спода, вашего Б-га”. Это означает: воспитывать детей трепетать перед Всевышним. Ведь, когда маленькие дети с детства приучаются к Б-гобоязненности, то трепет перед Всевышним укореняется в них на всю жизнь!»

Насколько замечательны эти слова, какую великую основу и обязанность воспитания они представляют собой!

А кто восхищался ими? Раби Йеошуа! И не зря. Ведь о нем сказал его учитель, раби Йоханан бен Заккай: «Раби Йеошуа – замечателен удел родившей его!» Все его величие засчитывается в заслугу его матери. Почему? Потому что с самого младенчества она ставила его люльку в бейт-мидраше, чтобы его уши постоянно слышали слова Торы.

Нам следует воспринять этот принцип на весь год. Однажды одна религиозная воспитательница пришла к Хазон Ишу. Она рассказала, что ее готовы принять на работу в светский детский сад, но при одном условии – никаких молитв! Ни «Моде ани», ни «Крият Шма» – ничего. «А украсить сад по вашему желанию – они согласятся?» Это да. «Тогда повесьте на стены портреты праведников, глав поколения», — сказал ей Хазон Иш. Мы и понятия не имеем, как картина влияет на душу ребенка! А уж тем более – величие Дней Трепета, праздников Суккот и Симхат Торы – все это огромный сборник впечатлений, остающихся навсегда! Трубление в шофар, «Коль нидрей», «Неила», лулав, танцы вокруг бимы, и пляски со свитками Торы!

Это верно, дети могут мешать, отвлекать, не давать сосредоточиться… Но все это стоит того – и не только ради них самих, но и для родителей: «Дать награду тем, кто их приводит». Это облегчит воспитание, проложит путь к большой радости и счастью от детей, которые вырастут настоящими евреями!


http://www.beerot.ru/?p=43227