Недельная глава Ваелех
Вся книга Торы
«И записал Моше это учение, и передал его священнослужителям, сынам Леви, несущим Ковчег Завета Г-сподня, и всем старейшинам Израиля» (Дварим, 31:9).
И записал Моше учение (הַתּוֹרָה – а-Тора) это – от первого слова «Вначале» (Берешит,1:1) и до последних слов «…на глазах у всего Израиля» (Дварим, 34:12). И хотя здесь написано: «Читай учение это всему Израилю вслух» (31:11) – а это, по мнению мудрецов, указание только на книгу Дварим [См. Сота, 41а, где объяснено, что в Суккот после окончания года шмиты царь должен был читать народу только последнюю книгу Торы – Дварим], – тем не менее, далее разъяснено: «И было, когда закончил Моше записывать слова учения этого в книгу полностью» (31:24) – а это подразумевает всё Пятикнижие.
«Мужчин, женщин и детей»
«Собери народ, мужчин и женщин, и малых детей, и твоего пришельца, который во вратах твоих, чтобы они слушали, и чтобы учились и боялись Г-спода, Б-га вашего, и соблюдали, исполняя, все слова учения этого. И сыны их, которые не знали, услышат и научатся бояться Г-спода, Б-га вашего, во все дни, когда вы живете на земле, куда вы переходите через Ярден для овладения ею» (Дварим, 31:12-13)
Собери народ, мужчин, женщин и детей…, чтобы слушали они, и чтобы учились и боялись Г-спода, Б-га вашего. Названы не только мужчины, но и женщины, потому что они тоже учатся бояться Творца [имеется в виду приведенное выше чтение Торы царем в Суккот].
А мудрецы Талмуда толковали: «Мужчин – для того, чтобы учились, а женщин – для того, чтобы слушали. Ну, а зачем приводить детей? Чтобы прибавить заслуги тем, кто их приводил».
Моше и Йеошуа
А теперь запишите себе песнь эту. Согласно простому смыслу, это повеление обращено к Моше и Йеошуа бин Нуну – чтобы они записали вместе, так как Всевышний желал посвятить Йеошуа в пророки еще при жизни Моше. Но Моше записал эту «песнь», а Йеошуа, стоя рядом с ним, смотрел и произносил ее – поэтому-то далее написано: «И записал Моше песнь эту в тот день» (31:22).