Понимание святого языка — Недельная глава Ки Таво

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2911

«И возгласят (וענו) Левиты, и скажут они всякому мужу Израиля голосом громким» (Дварим, 27:14).

וְעָנוּ הַלְוִיִּם וְאָמְרוּ אֶל כָּל אִישׁ יִשְׂרָאֵל קוֹל רָם

לענותלהשיב – отвечать

לענות (лаанот) – отвечать. Когда молящийся взывает об избавлении, прося Всевышнего, чтобы Он ответил ему, то используется глагол לענות (лаанот). «Когда призываю я, ответь (ענני) мне, Б-г справедливости моей» (Теилим, 4:2). «Г-споди, помоги! Царь ответит (יעננו) нам в день, когда воззовем мы» (Теилим, 20:10).

Этот глагол имеет несколько отличий от глагола להשיב (леашив). לענות (лаанот) используется в случаях, когда тот, кому адресован ответ, находится тут же, на близком расстоянии. Когда же ответ возвращается не сразу, а после небольшой паузы или обдумывания, а также когда адресат находится на отдаленном расстоянии, или ответ возвращается через посланников – в таких случаях используют глагол להשיב (леашив).

Когда братья отвечают Йосефу, что его подозрения напрасны, говорит Раши: «Ответили (והשיבו) ему: “Сыновья одного человека мы…”, и не посылает человек всех своих сыновей одновременно разведывать землю». Известно, что пока Йосеф скрывал от братьев, что он – Йосеф, в роли переводчика выступал его сын Эфраим.

В трактате Брахот (31а) разбирается история, описанная в начале книги Шмуэля, произошедшая с Ханой и первосвященником Эли. «Сказал раби Элиэзер: каждый, кто видит, что другой совершает непристойный поступок, обязан увещевать его. И учим это из слов Эли: “Хана же говорила в сердце своем: только губы ее шевелились, голоса же ее не было слышно; и Эли счел ее пьяною. И сказал ей Эли: доколе будешь ты пьянствовать? Протрезвись от вина своего!”»Продолжает Гемара: «И отвечала (ותען) Хана, и сказала: нет, господин мой, я женщина, скорбящая духом, вина же и спиртного не пила я, а изливаю душу мою пред Г-сподом. Не считай рабу твою за дочь негодную, ибо от великой скорби и печали моей говорила я доселе».

Комментаторы замечают излишние, на первый взгляд, слова: «и отвечала (ותען)», «и сказала». Раши в книге Иова (3:1), комментируя стих «И ответил (ויען) Иов, и сказал»поясняет, что глагол לענות (лаанот) употребляется в случаях повышения голоса, а доказательством служит стих из недельной главы Ки Таво: «И возгласят (וענו) Левиты, и скажут они всякому мужу Израиля голосом громким». 

Зачем же нужно было Хане повышать голос, возражая Эли?

Продолжает Гемара: если видит человек, что его подозревают в совершении непристойных поступков, то он должен сообщить людям, что для подозрений нет никаких оснований. Поэтому Хана, видя, что первосвященник обвиняет ее в том, что она предстала пьяная в молитве перед Всевышним, отвечает громогласно, чтобы не только Эли узнал об этом, но и чтобы все присутствующие там (а происходило это в Мишкане в Шило во время праздника Шавуот) смогли убедиться в ошибочности подозрений.

Эли а-Коэн, увидев, что ошибся, в свою очередь, также отвечает громогласно: «И отвечал (ויען) Эли, и сказал: иди с миром, и Б-г Израиля да исполнит желание твое – то, чего ты просила у Него». Из этого стиха учат наши мудрецы еще одно важное правило поведения во взаимоотношениях между людьми. «Сказал раби Элиэзер: “Из слов Эли мы учим, что если один человек ошибочно подозревал другого в недостойных поступках – обязан он умиротворить его, и более того – еще и благословить его”».


http://www.beerot.ru/?p=5258