Ницавим-Ваелех — Свобода выбора

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

851
свобода выбора

Недельная глава Ницавим

«Выбери жизнь» (Дварим, 30:19).

Принято считать, что понятие «свобода выбора» означает выбирать – да или нет. Например, учить Тору или бездельничать. Это на самом деле часть выбора. В наших святых книгах выбор называется даат (умение принять хорошо взвешенное решение).

Есть более глубокий уровень выбора, который и есть настоящий выбор.

Когда мы говорим: «Который выбрал хороших пророков» (благословение на чтение Афтары), мы не имеем в виду, что Всевышний, не дай Б-г, сомневался, осенить ли Своей Шехиной плохих пророков или хороших, и в итоге выбрал хороших. И когда мы говорим: «Ты выбрал нас из всех народов», речь идет не о том, что было сомнение, выбрать ли народ Израиля или другие народы. Имеется в виду, что этот выбор был абсолютным. Всевышний абсолютно выбрал хороших пророков и народ Израиля.

Точно так же и человеку дана свобода выбора. Он может абсолютно точно решить, кто он и чего хочет от жизни.

Однако в наше время, если есть в семье мальчик, который постоянно дерется и обижает других, мама спешит отвести его к психологу, чтобы тот разобрался, почему сын так себя ведет. А каково мнение современных психологов? «Ребенок не виноват. Когда он был маленьким, с ним вели себя так-то и так-то, что привело к развитию такой личности. Душевная рана, нанесенная ему в детстве, проявляется сейчас».

Мама говорит: «Если так, получается, что я виновата…» А психолог, не задумываясь, отвечает ей: «Нет, вы не виноваты. Ваши родители…» Психологический подход утверждает, что никто не виноват, поскольку человек представляет собой цепь ответных реакций, и у каждой реакции есть причина, а у каждой причины есть своя причина, которая предшествует ей, а первопричины вообще нет. Получается, что человек не несет ответственности за свои деяния и не виноват в них. Отсюда следует, что человек – это лишь компьютер, который действует в соответствии с заложенными в него данными. Это и есть распространенный сегодня подход: человек – это на самом деле животное, наделенное разумом.

А каков подход святой Торы?

Тора говорит: верно, есть цепные реакции, однако в первой точке есть сила, которая называется «свободой выбора» – и выбор этот абсолютен, бытие из небытия.

Всевышний даровал человеку силу выбирать, и он выбирает добро или зло. Трудно понять, как это на самом деле работает, поскольку это точка Б-жественного. Человек выбирает, и это не реакция на что-то, это точка выбора человека.

Человеку даны две возможности выбора: выбрать Всевышнего или выбрать идолопоклонство. Что такое выбрать Всевышнего мы знаем, а что такое выбрать идолопоклонство?

Если мы спросим простого человека, что он хочет в жизни, он скажет: я хочу комфортную жизнь, без боли, страданий или долгов. Я хочу радости от детей, жить спокойной хорошей жизнью.

Хотя, на первый взгляд, нет ничего плохого в его желаниях, мудрецы говорят нам об этом (Шаббат, 105б): «”Да не будет у тебя чужого бога, и не поклоняйся чуждому богу”. Что за чужой божок есть у человека? Это – дурное начало». Другими словами, если определение человеческой жизни – это желание удовольствий, какими бы кошерными они не были, это – идолопоклонство. Поскольку «я» такого человека – это его дурное начало.

А истинная обязанность человека – это выбрать, чтобы самим его определением была прилепленность к Всевышнему. Точка, ответственная за этот выбор, находится на голове человека, наверху, там, где его мозг. Это точка наложения тфиллин. Когда тфиллин находятся на голове человека, они намекают, что суть человека – это прилепленность к Творцу!

Это – суть человека. Присоединить его самую первую высшую точку к Всевышнему, благословен Он.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=54877