Ницавим — Общая ответственность

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1466

Недельная глава Ницавим

«Сегодня все вы стоите пред Г-сподом, вашим Б-гом, — главы ваших колен, ваши старейшины и стражи, каждый человек из (народа) Израиля…» (Дварим, 29:9)

Спрашивает «Ор а-Хаим»: «Для чего нужно было говорить подробно… разве недостаточно было сказать, как говорят обычно: “все»? Кроме того, нужно знать смысл этого завета…»

Видится, что этим заветом Моше имел в виду создать «круговую поруку» евреев, чтобы каждый прилагал усилия ради другого, чтобы тот не нарушал слово Всевышнего, и чтобы не наказывали одного за другого… Чтобы каждый обязался за своего брата-еврея, в соответствии со своими возможностями. Всевышний заключил с нами завет взаимной ответственности. Каждый из нас, в соответствии с его уровнем и возможностями, несет ответственность за народ Израиля, и на том, у кого есть больше сил, лежит большая ответственность.

Разумеется, главы поколения больше обязаны, ведь у них есть ответственность перед большим количеством людей, и точно так же – главы ешив и раввины обладают большой ответственностью. Но и мы, люди более «низкого» уровня, не можем увернуться от ответственности.

В одном из писем рава Ицхака Гутнера, приведенном в книге «Пахад Ицхак», он пишет своему ученику, который обратился к нему с вопросом по поводу его ответственности за поступки своего брата: «Ты возмущаешься, что я огорчаю тебя из-за этого дела, мол, не забыл ли я стих Торы: “Разве я сторож моему брату?”… И даже если ты не можешь изменить ситуацию, разве в твоих глазах нет слез? Спасибо Творцу, мы пока еще верим в силу молитвы, и ты даже представить себе не можешь, какая сила заключена в главе Теилим, прочитанной с разбитым сердцем и глубоким чувством!»

То есть, даже если ты не можешь постоянно следовать за твоим братом и следить за всеми его поступками,— слезы в глазах у тебя есть, и если ты не можешь повлиять на его поступки, то ты обязан хотя бы плакать и молиться о нем.

Каждый из нас несет ответственность за своих братьев и за весь еврейский народ. Как за его материальное состояние, так и за его духовное состояние. И когда нет возможности действовать поступками, следует действовать молитвой.

http://www.beerot.ru/?p=43179