Недельная глава Реэ
Великий праведник рав Бен Цион Аба Шауль, глава ешивы «Порат Йосеф», рассматривал любое событие через призму алахи. Однажды рав пришел давать урок, и один из учеников захотел сесть поближе. Он продвинулся вперед вместе со стулом и нечаянно стукнул стулом об стену, от которой отвалился кусок известки. Рав взглянул на него и мягко спросил: «Ты знаешь, какой запрет сейчас нарушил?»
Юноша задумался, а лучшие ученики начали спорить. Они обсуждали, есть ли здесь запрет вредить чужому имуществу, и есть ли обязанность возмещать ущерб. Разгорелся бурный спор. Одни говорили, что здесь нет запрета нанесения материального ущерба, поскольку это распространенный ущерб, подобно загрязнению стен, и нет такого жилого дома, где не было бы царапин и тому подобного. Другие утверждали, что, в любом случае, ущерб здесь – меньше пруты (мелкой монеты), поскольку здание в целом не пострадало. Глава ешивы слушал все эти доводы, никак не реагируя, и терпеливо ждал, пока буря утихнет.
Когда ученики успокоились, он подвел итог: «Я слышал разумные доводы, но ответа не услышал. Вы забыли запрет Торы, открытым текстом приведенный в главе Реэ (12:3-4). Там сказано так: “Жертвенники их (идолопоклонников) разрушьте, их священные камни – сокрушите, их священные деревья – предайте огню, изваяния их богов – изрубите. Уничтожьте их имя в этих местах! Не делайте подобного Г-споду, Б-гу вашему”. Отсюда учат мудрецы (Макот, 22а), что запрещено уничтожать и стирать какое-либо из святых Имен Всевышнего. Был один случай в диаспоре, что один художник расписал стены синагоги, и по ошибке написал на одной из стен Имя Всевышнего. В течение сотен лет эту стену не красили, и даже боялись убирать паутину, появившуюся на ней, из опасения, что покрытие раскрошится и будет стерто Имя Творца! Отсюда мы также учим запрет разрушения камней жертвенника или Храма. Законоучители пишут, что синагога или бейт мидраш называются “малым Храмом”. Получается, что тот, кто хоть как-то разрушает их стены, нарушает этот запрет! Посмотрите, сыновья мои, насколько каждое движение человека должно быть взвешенным и продуманным, и соответствовать всем частям “Шульхан Аруха” и всем правилам алахи!»
Насколько замечательны его слова! Причем они связаны не только с нашей недельной главой, но и с месяцем Элуль, на пороге которого мы стоим. Ведь не только синагога и бейт мидраш являются «малым Храмом». И мы сами, каждый из нас – «малый Храм» для Шехины Всевышнего. Ведь сказано: «И сделают Мне святилище, и Я поселюсь в них» – в сердце каждого еврея.
Получается, что каждым грехом, который мы совершаем, мы, не дай Б-г, разрушаем камни нашего личного Храма и нарушаем запрет «не делайте подобного Г-споду, Б-гу вашему».
Ведь совсем недавно, изучая в траурное время истории разрушения Храма, мы приходили в ужас от деяний злодея Тита, который взял распутницу и привел ее в Святую Святых, чтобы совершить грех. Но сказано в святой книге «Зоар», что сердце человека подобно Святой Святых. Так что тот, кто оскверняется просмотром запрещенного, развратом и убийствами, и вносит в свое сердце отвратительные мысли, подобен Титу, ведь он оскверняет Святую Святых своего сердца! А тот, кто размышляет об отрицании Торы, подобен вносящему идола в Храм, в свой внутренний Храм!
Насколько это страшно! Есть ли этому исправление?
Конечно же, есть! Так сказал великий тана Бава бен Бута царю Ироду: «Тот, кто погасил светоч мира – пусть идет и займется светочем мира», построит Храм, еще более роскошный и великолепный. Так же тот, кто своими грехами и мыслями о грехах (которые еще хуже, чем грехи на деле) погасил Б-жественный свет в своем сердце, пусть пойдет и займется светочем мира – станет исполнять больше заповедей, молиться и благословлять с большим душевным настроем, начнет больше времени посвящать изучению Торы. Так мы заново построим наш внутренний Храм, восстановим его, залатаем прорехи в его стенах и добавим к его великолепию. Так мы удостоимся, что Шехина поселится в наших сердцах, и исполним сказанное: «В каждом месте, где Я упомяну Свое Имя – приду к тебе и благословлю тебя!»
Из книги «Мааян а-Шавуа»