Поиск истины — Из комментариев Рамбана к недельной главе Шофтим

Дата: | Автор материала: Рамбан

3549

Недельная глава Шофтим

Поиск истины

«Справедливость, справедливость ищи, чтобы ты был жив и овладел страной, которую Г-сподь, Б-г твой дает тебе» (Дварим, 16:20)

«Справедливость, справедливость ищи» – иди в лучший раввинский суд. «Чтобы был ты жив и овладел страной» – назначение достойных судей способствует выживанию народа Израиля и возвращению его на свою землю. Так объясняет Раши, опираясь на слова мидраша из сборника «Сифрей». А слово צֶדֶק (цэдэк – «справедливость») удвоено, чтобы подчеркнуть: как судьи должны судить по справедливости, так и ты всегда должен стремиться к справедливости, отправляясь к великим мудрецам – к раби Йоханану бен Закаю в Явне и к Раби в Бейт-Шеарим.

[После разрушения Второго Храма суд мудрецов под председательством раби Йоханана бен Закая возобновил свою деятельность в городе Явне, а одним из последних мест пребывания Санедрина был город Бейт-Шеарим, где его возглавлял составитель свода Мишны раби Йеуда А-Наси (Раби) (см. Рош а-шана 31а, Раши; Санедрин, 32б).]

В мидраше раби Нехуньи бен Хакана дается сокровенное толкование этой строки Торы: «Справедливость (צֶדֶק – цэдэк) – это Мера Суда во Вселенной. [Ведь написано: «И Он будет судить Вселенную по справедливость (בְּצֶדֶק – бе-цедек) (Теилим, 9:9). А Мера Суда, действующая в нижнем мире, получает свою силу от высшей Меры Суда, называемой Элоким. И решение судей, судящих по закону Торы, направляются высшей Мерой Суда, как написано (там же, 58:12): «Б-г (Элоким) судит на земле» (р. Бхайе на Дварим 16:18).] Поэтому написано: «Справедливость, справедливость ищи», и далее сказано: «…чтобы был ты жив и овладел страной» – если ты станешь судить себя [по справедливости], то будешь жив. А если нет, то Он будет судить тебя и закон осуществится помимо твоей воли. А почему слово צֶדֶק (цэдэк – «справедливость») повторено дважды? Потому что написано: «От сияния, что перед Ним» (Шмуэль 2, 22:13). Первое слово צֶדֶק – это «справедливость» в буквальном смысле, т.е. Шехина, как написано: «Справедливость (צֶדֶק) пребывала в нем (т.е. в Иерусалиме)» (Йешаяу, 1:21). А что подразумевает второе слово צֶדֶק? Это справедливость, приводящая в трепет праведников. [От редакции. Вдумаемся в слова Рамбана – присутствие Шехины прочно связано со справедливостью.]

В соответствии с этим толкованием, данная строка Торы подразумевает следующее: «Суди в своем суде по правде, ищи и находи справедливостьчтобы был ты жив, т.е. удостоился жизни в Грядущем мире, где ты познаешь צֶדֶק во втором значении, и это высшая справедливость – великий свет, ожидающий праведников в Грядущем мире. И это мощь Святого, благословен Он. А слова «чтобы …овладел страной» – т.е. Землей Израиля – связаны с первым словом צֶדֶק.

[В Талмуде объяснено от имени р. Элазара: «Свет, который сотворил Святой, благословен Он, в первый день, давал возможность Первому Человеку видеть от одного края Вселенной и до другого. Но поскольку Творец предвидел, что придет поколение потопа и поколение вавилонской башни, когда поступки людей будут искажены, Он спрятал от них этот свет, как написано: «От нечестивцев скрыл свет» (Йов 38:15). А для кого Он его сохранил? Для праведников в Грядущем мире» (Хагига 12а). И каждый праведник трепещет, удостоится ли он этого духовного света, – поэтому и написано: «справедливость, приводящая в трепет праведников» (Ор а-гануз на Сефер а-Баир 75).]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=17759