Афтара главы Шофтим — Я – ваш Утешитель!

Дата: | Автор материала: Рав Ш. М. Валлах

2133
утешитель
История эта произошла двести шестьдесят лет назад.

Великий светоч, праведный рав Хаим Абулафия, заново восстановивший еврейское поселение в Тверии, был главой верной и цветущей общины, которая находилась под опекой шейха Деира (Захира) эль-Умара, замечательно укрепившего стены города. Это очень не понравилось правителю (паше) Дамаска, который боялся создания центра силы в районе его правления. Поэтому он направился в Тверию с большой армией, с целью овладеть ею и разрушить укрепления. Евреи Дамаска срочно отправили послание почитаемому раву с просьбой, чтобы он и вся община, захватив свое имущество, срочно покинула Тверию – и им было обещано покровительство и охрана властей Цфата. Рав отказался уехать из Тверии, сказав: «Нужно уповать на Б-га, Который желает добра Земле Израиля, и заслуги всех праведников, танаим и амораим, похороненных здесь, защитят нас и всю Землю Израиля».

Осада началась, и пушечные ядра стали падать на Тверию. «Они желали разрушить все, стреляли и днем, и ночью. Но не перечислить чудес Всевышнего – ни один дом не был разрушен, и ни один человек не погиб, хотя каждое ядро может принести большие разрушения» (здесь и далее – цитаты из книги «Зимрат а-Арец», написанной в память о произошедшем чуде).

Большая часть ядер попала в Кинерет, некоторые падали и зарывались в землю. «Когда злодеи стреляли, рав Хаим Абулафия держал в руках посох, на котором были написаны тайные святые Имена, и этим посохом указывал на снаряды, и те падали в Кинерет, не причиняя вреда ни одному человеку в Тверии. Если шли два человека рядом, ядра и осколки пролетали, не задевая их. Когда жители города (неевреи) увидели, что Всевышний воюет за народ Израиля, они не стали слушаться полководца, сражавшегося с Тверией, который требовал от них разрушить стену и башню, и он не мог их одолеть».

После длительной, полной досадных просчетов и совершенно безрезультатной осады, правитель Дамаска отчаялся. После снятия осады жители города устроили праздник, евреи читали «Алель» и молитву «Нишмат коль хай».

Но на этом история не закончилась. Провал осады сделал правителя предметом насмешек и издевок. Как это, мол, со всем своим войском и оружием он не смог одолеть один-единственный город. Он был обязан восстановить свою растоптанную гордость и поклялся снова осадить Тверию и не возвращаться, пока не разрушит ее до основания. Рава снова предупредили, предлагая бежать, и он снова отказался.

В месяце Ав следующего года правитель Дамаска снова вышел в бой с большой армией, присоединив к ней оружие и полки солдат, стоявшие в Акко. Он изгнал жителей всех деревень, окружавших Тверию, чтобы они не оказывали тайную помощь шейху. Он построил плоты, чтобы осадить Тверию со всех сторон, включая Кинерет. На этот раз осада должна была быть продолжительной, абсолютной – вплоть до сдачи города. В канун субботы, когда читают недельную главу Шофтим, армия подошла к Лубии — ближайшей к Тверии деревне (в наши дни — кибуц Лави). В сам Шаббат армия должна была рассредоточиться и построить специальную насыпь. Осада должна была вот-вот начаться.

Вечером в Шаббат, после трапезы, все члены общины собрались в доме у рава. Атмосфера была мрачной и подавленной.

Рав сидел за столом и читал афтару недельной главы: «Я, Я – Утешитель ваш! Кто ты, что боишься смертного, сына человеческого, который подобен траве?»

«Воспряньте духом! – вскричал рав, — Вы слышали? Ведь это Всевышний просто говорит с нами! Он – наш Утешитель, и нечего нам бояться смертных!» На следующий день рав, как принято, говорил речь в синагоге, и ее главной темой была строка: «Слушай, Израиль! Сегодня вы вступаете в сражение с вашими врагами. Не будьте малодушны! Не бойтесь, не робейте и не страшитесь их. Ведь Г-сподь, Б-г ваш, идет с вами, чтобы сразиться за вас с вашими врагами и спасти вас!» «Кто мы, чтобы бояться смертного! – с великим волнением говорил рав, — Даже если враги стоят уже в Лубии, они не приблизятся к городу и не разрушат его, я обещаю вам это абсолютно твердо!»

Этот было 4 Элуля. В воскресенье, 5 Элуля, правитель Дамаска заболел. В понедельник его состояние ухудшилось, и во вторник, 7 Элуля, осада была снята — паша умер. «Тогда народ радовался великой радостью, и ликование прошло по всему городу, рав произнес речь в прославление чуда, и снова, как и в первый раз, читали “Алель”.

Община обязалась за себя и свое потомство сделать день седьмого Элуля праздничным днем, поскольку в этот день умер правитель, да погибнут так все Твои ненавистники, Всевышний! Да увидим мы великое Спасение, когда придет наш Машиах, вскорости, в наши дни, Амен. Да будет это угодно Всевышнему!»

Эти чудеса обещаны нам, в наше время так же, как и тогда, если мы только выполним сказанное Всевышним через Его пророка: «Я, Я – Утешитель ваш! Кто ты, что боишься смертного, сына человеческого, который подобен траве? Ты забыл Г-спода, создавшего тебя, распростершего небеса и основавшего землю!»

Если мы не забудем Всевышнего – нам обещано, что Он не забудет нас!

Конечно, можно сказать, что, даже если и произошли эти события, но такое чудо – великая редкость, да и кто в нашем поколении может претендовать на такое. Где заслуги такого великого святого праведника, как рав Хаим Абалафия, которые могли бы защитить нас, да и само то поколение было на множество ступеней выше нас… Однако тот, кто так считает, не знает комментарий Мидраша к строке: «И умер Йосеф, и все его братья, и все то поколение». Мидраш говорит: «Хотя они и умерли – их Б-г не умер!» Поэтому «сыны Израиля плодились и размножались, их становилось все больше. Они очень умножались и усиливались».

А праведник раби Леви Ицхак из Бердичева сказал, что об этом говорит сам стих: «Я, Я – Утешитель ваш» – Творец мира живой и сущий, и желает нам безграничного добра, а это само по себе – великое утешение!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=47638