Экев — Пустые заповеди?

Дата: | Автор материала: Рав Ш. М. Валлах

1427
пустые

Недельная глава Экев

Начнем с истории-притчи. Америка решила раз и навсегда дать ответ на известный вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?»

Снарядили космический корабль и отправили астронавта. Путешествие длилось несколько лет. Наконец ракета приземлилась на красной планете. Астронавт посмотрел в окно: его окружали высоченные горы, глубокие долины и страшные ущелья. Никакие зеленые человечки с рожками и квадратными глазами не вышли поприветствовать его.

Однако этого он и не ожидал. Не за этим его послали. Надел скафандр, взял инструменты, стерильные пакеты, и вышел. Стал копать и брать пробы со всего, что его окружало: песка, скал, пыли. Вернулся в ракету, осмотрел добычу, запечатал пакеты, бросил последний взгляд на непривычный пейзаж и включил двигатели. Еще несколько лет летел обратно. С какой радостью его встретили!

Пробы сразу же отправили в лабораторию. На следующий день разлетелась потрясающая новость: есть жизнь на Марсе! Правда, довольно примитивная, на уровне микробов и бактерий, и, главное, все – очень знакомые. Эта деталь вызвала подозрение. Стали расспрашивать астронавта, и выяснилось, что он трогал пробы голыми руками. Микробы и бактерии появились из-за него. Какое разочарование! Все путешествие было напрасным, деньги потрачены зря. Надежды разрушены. А сколько лет жизни!..

О чем речь идет? О стихе нашей недельной главы: «И будет, из-за того, что вы будете слушать все эти законы, хранить и исполнять их…»

Когда в Торе говорится «и будет» – והיה, это означает радость. О слове עקב, «из-за того, что», говорит «Мидраш Раба»: «Это легкие заповеди, которые человек топчет своими пятками» (пятка на иврите тоже עקב – прим. пер.). А зачем сказано «из-за того, что будете слушать», достаточно было бы сказать «хранить и исполнять»?

Ответ в том, что недостаточно хранить и исполнять, нужно еще слушать (т. е. понимать) и знать, и в момент исполнения заповеди следует настраиваться, понимать, что ты ее исполняешь. Почему? Потому, что так постановляет «Шулхан Арух»: «Некоторые говорят, что заповеди не требуют каваны, а другие говорят, что при исполнении заповеди требуется душевный настрой (кавана) выполнить ее, и такова алаха

Давайте объясним это. В каждой заповеди есть два вида каваны: общая и частная.

Общий настрой – это знать, что данным действием я выполняю указ Творца. Частный – это понимать смысл слов в молитве, знать «эта маца, которую мы едим – для чего?», знать, что написано в тфиллин. Знать смысл заповеди соблюдения субботы, который упоминается в Кидуше, и тому подобное. Когда человек обладает таким частным настроем, он исполняет заповедь наилучшим образом, однако если его нет – заповедь все равно считается исполненной (кроме первой строки в «Шма, Исраэль» и первого благословения в «Амиде»).

Однако в нашем случае речь идет о самом по себе понимании, что это заповедь, и настрое выполнить ее. Вопрос, будет ли считаться заповедь выполненной при отсутствии этого осознания и этого настроя. И, как мы видим, автор «Шулхан Арух» постановляет, что по закону для исполнения заповеди все-таки требуется этот настрой.

Приведем для иллюстрации реальную историю. Однажды Хафец Хаим ехал в коляске со своим зятем, равом Менахем-Мендлом Заксом. Когда они прибыли в пункт назначения, зять заплатил извозчику, и они вышли их коляски. Рав Менахем заметил, что его тесть чем-то недоволен. «Не волнуйтесь, — успокоил он, — я ему хорошо заплатил».

«Это замечательно, — ответил Хафец Хаим. — Но о чем вы думали, когда платили?»

Удивился рав Закс. О чем таком нужно было думать? Хафец Хаим стал перечислять: «Вы знаете, сколько заповедей вы сейчас выполнили? Во-первых, повелительная заповедь “дай работнику заработок в тот же день”, во-вторых, повелительная заповедь “люби ближнего, как самого себя”, в-третьих, вы избежали запретов “не обирай”, “не воруй”, “не задерживай плату наемным работникам”, “до захода солнца” (нужно отдать плату в тот же день, когда работник закончил работу, еще до захода солнца – прим. пер.). [Если человек мог нарушить запрет и не нарушил, он получает награду, как за выполненную заповедь.] И еще несколько… А вы, заплатив и не подумав обо всем этом, упустили все эти заповеди». Потому что заповеди требуют каваны

Меньше, чем через шесть недель, будет определена наша судьба на весь следующий год.

На жизнь и на мир, на радость и покой. А как она будет установлена? Созвездие месяца Тишрей – весы. Будут взвешены наши заповеди, и наоборот, не дай Б-г. На первый взгляд, чего нам бояться – ведь сказано, что самые пустые люди в народе Израиля полны заповедей, как гранат – зернышек. Но если они полны, как это они пустые? Потому что они не думали о том, что они выполняют…

Человек, живущий в Израиле, по мнению Рамбана, каждое мгновение выполняет повелительную заповедь. Он это осознает?

Верующий еврей каждое мгновение выполняет повелительную заповедь. Он это знает?

Еврей, который приветливо общается с ближними, и, уж тем более, с домочадцами! Говорит добрые слова, помогает – выполняет не одну и не две повелительные заповеди. Но… он имел их в виду?

Ведь если нет – то он, как тот несчастный астронавт. Уже был, уже исполнил, и все потерял, как будто ничего не сделал… С чем же мы придем ко дню Суда, как удостоимся оправдания? Если не будем учиться, как мы будем знать, какие заповеди дал нам Всевышний, какие заповеди мы выполняем?

Если будем учиться, настраиваться, исполнять – тогда удостоимся положительного приговора!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=47496